Проведение в жизнь Конституции СССР потребовало пересмотра и изменения финансового законодательства и организационных форм н методов финансовой работы, сложившихся на основе прежней Конституции 1924 г. Одним из наиболее крупных мероприятий, проведенным в 1938 г., было включение местных бюджетов и бюджета государственного социального страхования в единый государственный бюджет СССР.
В первые годы нэпа строительство и укрепление местных бюджетов играли важную роль в разрешений основной финансово-экономической задачи того времени — сжатия расходов, госбюджета, максимального снижения его дефицита, проведения денежной реформы. Передача части расходов с госбюджета на местные бюджеты была одним из путей разрешения этой задачи. В тех же целях проводился принцип, согласно которому все местные расходы должны покрываться местными же средствами. Это стимулировало борьбу местных органов государственной власти и государственного управления за увеличение доходов и сокращение расходов. На первом этапе нэпа удельный вей местных доходов в общей сумме ресурсов местных бюджетов возрастал.
Осуществление плана социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства требовало максимальной концентрации средств для финансирования тяжелой индустрии, совхозов и колхозов. Это не могло не отразиться на соотношении общегосударственных и местных ресурсов. В то же время с развитием советской экономики, с общим ростом богатства страны те потребности, которые ранее (на первом этапе нэпа) удовлетворялись по мере имеющихся на местах возможностей, приобретали характер и значение важнейших общегосударственных потребностей, удовлетворение которых ие могло быть поставлено в зависимость лишь от местных средств. Часть затрат, ранее финансировавшихся из местных бюджетов, была перенесена на государственный (союзный, республиканские) бюджет. Для обеспечения же растущих затрат на социально-культурные мероприятия (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение), а также на жилищно-коммунальное хозяйство все большие и большие суммы из общегосударственных средств передавались в местные бюджеты. Удельный вес общегосударственных доходов в составе ресурсов местных бюджетов повысился с 32,2% в 1925/26 г. до 52,9% в 1929/30 г., а удельный вес местных источников доходов соответственно снизился.
Налоговая реформа 1930 г., унифицировавшая в основном источнике общегосударственных доходов — налоге с оборота — ряд местных залогов и сборов, еще более повысила в местных бюджетах удельный вес средств, передаваемых им из единого государственного бюджета в порядке отчислений от государственных налогов и неналоговых доходов и в порядке непосредственного (полными суммами) зачисления в местные бюджеты поступлений по ряду государственных налогов и неналоговых доходов. Очевидно, что при этих условиях выделение местных бюджетов из состава единого государственного бюджета СССР становилось все менее целесообразным.
Также нецелесообразным становилось обособление от государственного бюджета СССР средств государственного социального страхования.
В первый период нэпа подавляющая часть ресурсов соцстраха направлялась на выплату пособий и (в меньшей мере) пенсий застрахованным, причем основными видами пособий были пособия по временной нетрудоспособности и по безработице. В дальнейшем в составе затрат по бюджетам соцстраха возросли расхо-г ды на социально-культурные мероприятия и на бытовое обслуживание рабочих, служащих и их семей. Выдача пособий по безработице прекратилась, так как была не только полностью ликвидирована безработица, но и устранены все условия, при которых она могла бы вновь возникнуть. Расширилось пенсионное обеспечение застрахованных и членов их семей (выплата пенсий по инвалидности, в случае потери кормильца, по старости, выплата персональных пенсий), причем неработающие пенсионеры и члены их семей, потерявшие кормильца, стали получать пенсии за счет средств соцстраха не непосредственно от органов соцстраха, а от органов государственного социального, обеспечения.
Это изменение состава расходной части бюджета соцстраха должно было изменить и взаимоотношения бюджета соцстраха с госбюджетом. Для обеспечения единства в проведении социально-культурных мероприятий и их финансировании средства соцстраха, предназначенные для этой цели, стали включаться в госбюджет. Только при этом условии можно было разрабатывать и осуществлять единый план развития просвещения и здравоохранения, устранить разнобой в нормах затрат и т. п.
Затем возникла необходимость включать в госбюджет те средства бюджета соцстраха, которые направлялись на долевое участие в обеспечении некоторых категорий пенсионеров, состоящих на государственном социальном обеспечении, а также средства
социального страхования, предназначенные для выплаты пенсий неработающим пенсионерам соцстраха (через органы государственного социального обеспечения).
Решение второй сессии Верховного Совета СССР в августе 1938 г. о включении местных бюджетов и бюджетов государственного социального страхования в единый государственный бюджет СССР явилось логическим завершением развития местных бюджетов и бюджетов государственного социального страхования и их вааимоотношений с государственным бюджетом СССР. Тем самым было организационно оформлено нерушимое единство советской финансовой системы.
Включение местных бюджетов н сводного бюджета социального страхования в государственный бюджет СССР ни. в какой мере не устраняло их самостоятельности. Средства социального страхования, как и ранее, находились в распоряжении массовых организаций рабочих и служащих — профессиональных союзов. В Конституции СССР были зафиксированы основные бюджетные права местных Советов депутатов трудящихся, прежде всего право устанавливать свой (сельский, поселковый, районный, городской, окружной, областной, краевой) бюджет. Партия н правительство по-прежнему проявляли заботу об укреплении финансовой базы местных бюджетов.
Крупнейшее значение имело также постановление ЦИК н СНК СССР от 21 марта 1937 г. «Об освобождении сельских Советов от обязанностей по исчислению н взиманию денежных налогов, страховых платежей и натуральных поставок». Как указывалось в этом постановлении, «новые политические, хозяйственные и культурные задачи, поставленные в связи с новой Конституцией перед сельскими Советами, как выборными органами Советской власти в деревне, требуют коренного изменения действующего в настоящее время и не соответствующего более интересам дела порядка, при котором на сельские Советы возложена вся работа по исчислению и взиманию денежных налогов и натуральных поставок с хозяйств колхозников и единоличных крестьян».
Вся работа по исчислению и взиманию денежных налогов и страховых платежей с 1937 г. была возложена на районные финансовые отделы. За сельскими Советами кроме заведования сельскими бюджетами в области финансов были оставлены лишь обязанности по исчислению, сбору и расходованию средств но самообложению сельского населения (с 1935 г. невключаемых в состав доходов бюджетной системы). Это позволяло сельским Советам сосредоточить все свое внимание на обслуживании хозяйственных и культурных нужд населения.