Осуществление задач завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму связано с большими капитальными вложениями во все отрасли народного хозяйства.
С ростом объема капитальных вложений все более увеличивалось значение правильной организации строительства и его финансирования, подлинного контроля в области капитальных вложений, всемерно содействующего наиболее эффективному использованию отпускаемых государством средств. В этом заключались огромные резервы, использование которых позволяло еще более расширять капитальные вложения.
От финансовой системы требовалось не только обеспечение ресурсами выполнения планов капитальных вложений, но и строгое выполнение заданий по увеличению производительности труда в строительстве (по плану третьей пятилетки — на 75%) и снижению его стоимости (на 12%). Борьба за эффективное использование огромнейших средств, идущих на капитальное строительство, за укрепление хозрасчета и финансово-плановой дисциплины на стройках составляла важнейшую задачу банков долгосрочных вложений.
Вопросам улучшения организации капитальных вложений, максимально целесообразного и экономного использования средств, отпускаемых на капитальное строительство, партия и Советское правительство постоянно уделяли большое внимание.
В 1935 г. Совнарком СССР принял специальное постановление о работе Сельскохозяйственного и Центрального коммунального банков. Отметив неудовлетворительность контроля со стороны Цекомбанка за работой местных коммунальных банков, Совнарком СССР расширил права и обязанности Цекомбанка в области руководства работой местных коммунальных банков. СНК СССР предоставил обоим банкам право приостанавливать нли даже совсем прекращать финансирование строительства в случаях обнаружения перерасходов по административно-управленческим расходам или незаконного использования оборотных средств на строительство и других нарушений финансовой дисциплины.
В сентябре 1935 г. Совнарком СССР предоставил советским учреждениям, хозяйственным, кооперативным и общественным организациям право производить виелимитные (сверх установленных народнохозяйственным планом) капитальные затраты за счет средств, предусмотренных их финансовыми планами, или за счет сверхплановых накоплений а мобилизации внутренних ресурсов. Это мероприятие способствовало усилению маневренности учреждений и хозяйственных организаций.
Первостепенное значение в борьбе за улучшение дела капитального строительства и работы банков долгосрочных вложений имело постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г, «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства».
Этим постановлением партией на хозяйственные организации была возложена задача упорядочить проектное и сметное дело, так как неупорядоченность здесь подрывала хозрасчет в строительстве и удорожала стоимость строительства. Несвоевременное утверждение проектов и смет, частая их переделка ограничивали маневроспособность строительных организаций, мешали правильной организация строительных работ, ложились крупным накладным дополнительным расходом на стоимость строительства.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) было направлено против кустарщины в капитальном строительстве. Кустарщина выражалась в том, что наряду со специальными строительными организациями строительство осуществляли хозяйственные органы самостоятельно, так называемым хозяйственным способом. Хозяйственный способ иа деле означал недоиспользование всех преимуществ крупной организации строительства, недостаточное использование всех возможностей механизации, отсутствие необходимой борьбы за создание постоянных кадров строительных рабочих, ослабление финансового контроля в области строительства и т. д.
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) в своем постановлении указали, что строительство должно вестись в основном подрядным способом, т. е. специальными строительными организациями. Выполнение работы этими организациями обеспечивает более глубокое внедрение современной техники строительных работ, широкую механизацию их, а создание постоянных кадров строительных работников позволяет действительно превратить строительное дело в строительную индустрию и обеспечить систематическое снижение стоимости строительства.
Наркоматам было предложено обеспечить строительные организации необходимыми оборотными средствами, предоставив ии право получать краткосрочный кредит в банках. СНК СССР и ЦК ВКПб) обязали наркоматы и хозяйственные организации развернуть по-настоящему стахановское движение в области строительства.
Дальнейший мероприятием в этой области, имеющим громадное значение, явилось постановление Совнаркома СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства». Согласно этому постановлению, все ресурсы, предназначенные для капитальных, вложений, независимо от их источников (прибыль, амортизационные фонды, бюджетные средства, выручка от реализации: ненужного имущества и пр.), должны были концентрироваться в специальных банках долгосрочных вложений н направляться на финансирование капитальных вложений только через эти банки. Исключение допускалось лишь в отношении мелких (внелимнтных) капитальных вложений, средства для которых могли храниться на расчетных счетах в Госбанке СССР. Соблюдение этого правила должно было содействовать укреплению и расширению финансового, контроля над капитальными вложениями.
Специальные банки обязаны были приступить к финансированию строек лишь после проверки наличия у стройки утвержденного титула н сметы к техническому проекту. Финансирование должно было производиться в строгом соответствии с объемом фактически выполненных работ — по месячным счетам подрядчиков либо, При хозяйственном способе ведения работ, по ежемесячным актам приемки строительных работ. Те стройки, ведущиеся хозяйственным способом, которые по каким-либо причинам не переводились на финансирование в соответствии с объемом выполненных работ, должны были финансироваться по отдельным элементам затрат, причем банк обязывался тщательно проверять, соответствуют ли цены, примененные в предъявляемых к оплате счетах на оборудование, строительные материалы и перевозки, тем ценам, которые установлены правительством или договорами. Отпуск средств на заработную плату мог производиться лишь в пределах утвержденных фондов зарплаты, а на прочие расходы — в пределах утвержденных смет.
На спецбанки возлагался также последующий контроль (в частности, анализ отчетности строек, проведение обследований, контрольные обмеры строительства на месте) в целях выяснения состояния учета и отчетности на стройках, условий хранения материальных ценностей, причин отклонений от плана н т. п.
Одновременно Совнарком СССР постановил образовать Комитет по делам строительства, в дальнейшем преобразованный в Народный комиссариат. Этим обеспечивались условия для усовершенствования планирования и контроля в области строительства.
Наряду с созданием новых фондов партия и Советское правительство уделяли большое внимание также вопросам правильного, рационального использования имеющихся основных фондов и обеспечения их дееспособности. В этом деле крупнейшую роль сыграло постановление Совнаркома СССР от 8 января 1938 г. «Об использовании амортизационных отчислений и об улучшении ремонта в промышленных предприятиях».