Банки и финансы Белгорода > Финансы в 3-ей пятилетки и новая конституция > Программа хозяйственного строитель­ства и подъема благосостояния народа

Программа хозяйственного строитель­ства и подъема благосостояния народа


Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР наметил большую программу культурного строительства в соот­ветствии с грандиозной программой хозяйственного строитель­ства и подъема благосостояния советского народа. Поставлена была задача осуществления всеобщего среднего образования в городах и завершения всеобщего семилетнего образования в деревнях и во всех национальных республиках. Развертывание широкой сети школ и курсов но подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и мастеров социалистического труда, повышение качества высшего и среднего специального об­разования, расширение сети кинотеатров, клубов, библиотек и т, д.— все это обеспечивало значительный подъем культуры всех трудящихся города и деревни, было крупным шагом вперед в решении задачи поднять культурно-технический уровень рабо­чего класса.
Большой размах получили мероприятия по обеспечению отды­ха и охране здоровья трудящихся. Затраты государства на куль­турно-бытовое обслуживание советского народа (не считая госу­дарственных затрат на жилищное и коммунальное строительство) должны были возрасти.
Обеспечение бесперебойного подъема промышленности и всего народного хозяйства в соответствии с общегосударственным пла­ном требовало создания крупных государственных резервов. Эти резервы особенно были необходимы ввиду нарастания угрозы нападения на Советский Союз со стороны империалистических государств.
Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР составлялся и утверждался в условиях, когда в результате обострения империалистических противоречий уже началась вто­рая мировая война. На XVIII съезде партии отмечалось, что серьезную опасность представляет новая империалистическая война, успевшая уже втянуть в свою орбиту более 500 млн. чело­век в Азии, Африке, Европе.
Международная обстановка обязывала наше государство все­мерно крепить свою оборону, увеличивая, в частности, бюджет­ные ассигнования на военные расходы. Чтобы обеспечить условия для мирной строительной работы, необходимо быть готовым к отпору любых посягательств на нашу страну со стороны агрессив­ных государств.
Развитие социалистического хозяйства СССР, увеличение на­родного богатства, подъем благосостояния ласе получали свое выражение в систематическом росте национального дохода СССР. По плану третьей пятилетки народный доход СССР увеличивался в 1,8 раза. Прирост национального дохода за третью пятилетку должен был составить 78 млрд. руб., что на 10% превышало прирост национального дохода за первые две пятилетки, вместе взятые. Как указал XVIII съезд партии, такой рост нацио­нального дохода давал «полную возможность обеспечить расту­щими доходами населения и государства как нужды народного потребления, так и государственные нужды в развитии народного хозяйства, укреплении обороноспособности и создании необходи­мых государственных резервов».
Основной задачей финансовой системы в третьей пятилетке было обеспечение необходимости ресурсами выполнения гран­диозной программы хозяйственного и культурного строительства и укрепления обороны СССР. Эта задача могла быть успешно решена лишь при условии дальнейшего укрепления советского рубля и улучшения всей работы бюджетной и кредитной сис­темы.
Важным источником финансовых ресурсов третьей пятилетки было внутрнпромышленное накопление, рост которого обеспечи­вался за счет развития производства, снижения себестоимости продукции и стоимости строительства.
Третьим пятилетним планом было предусмотрено снижение себестоимости промышленной продукции на 10%. Выполнение этого задания обеспечивало государству в 1942 г. в сравнении с 1937 г. 20 млрд. руб. экономии. Стоимость строительства в третьей пятилетке намечалось снизить на 12%. Пятилетний план требовал также превращения совхозов в высокопроизводитель­ные, высокорентабельные хозяйства.
Важнейшей задачей финансовой системы являлось всемерное содействие выполнению этих заданий. Финансовая система долж-
на была всемерно стимулировать увеличение объема производ­ства, содействовать улучшению материального положения трудя­щихся, укреплению трудовой дисциплины, развитию соцналнсти-ческого соревнования и его высшей формы — стахановского движения как важнейших условий систематического роста про­изводительности труда. Наряду с этим финансовая система долж­на была всемерно содействовать укреплению хозяйственного расчета и планово-финансовой дисциплины, усилению борьбы с бесхозяйственностью, не допускать расхищения народного добра в разбазаривания фондов зарплаты, стимулировать всемерное по­вышение качества продукции, искоренение простоев и потерь в производстве, добиваться снижения норм расходования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, широкого использования отходов производства, стимулировать смелое внедрение в прак­тику скоростных методов строительства и т. п.
Следует отметить, что 1% экономии сырья и материалов в целом по всей промышленности давал в 1940г. почти 1300 млн. руб. Большое значение имело изменение соотношения между налогом с оборота я отчислением от прибылей: увеличение роли и зна­чения отчислений от прибылей усиливало контроль финансовых органов за производством товаров, укрепляло хозрасчет, повы­шало заинтересованность хозяйственных организаций в росте накопления.
Выполнение решений XVIII съезда партии о повышении производительности труда и снижении себестоимости составляло важнейшее условие осуществления всей финансовой программы третьей пятилетки. Надо было добиться, чтобы все работники народного хозяйства всегда помнили о своей ответственности перед государством и народом, о своей обязанности беречь народ­ное добро и обращаться с ним по-хозяйски, соблюдать строжай­ший режим экономии.