Финансы отображают экономическую мощь страны. Не может быть прочных финансов там, где экономика находится в упадке. Но финансы являются вместе с тем важным организующим фактором, оказывают обратное воздействие на экономику страны. В качестве иллюстрации можно сослаться на дореволюционную Россию, экономическая отсталость которой предопределяла и ее финансовую слабость. Этим объясняется глубокое расстройство финансов царской России в годы первой мировой войны.
Первая мировая война началась в августе 1914 г., а уже к концу 1914 г., т. е. по истечении менее чем пяти первых месяцев войны, в государственном бюджете России образовался крупный дефицит, составивший 39,1% всех бюджетных расходов. В дальнейшем происходило нарастание бюджетного дефицита: в 1915 г. он достиг 74,1% всех бюджетных расходов, в 1916 г.— 78,9, в 1917 г.— 87,8%. Таким образом, обыкновенными источниками доходов покрывалось менее четверти всех расходов. Это было показателем экономической отсталости страны и неспособности господствующих классов организовать военную экономику и военные финансы. Бюджетные дефициты не могли не вести к усилению экономической слабости страны, к ослаблению ее обороноспособности. Для их покрытия прибегали к чрезмерным выпускам денежных знаков в обращение, следствием чего было сильное обесценение денег, инфляция. Расстройство финансов, чрезмерное финансовое напряжение, перешедшее в финансовый кризис, неизбежно отражались на экономике, углубляя и обостряя кризис экономический.
Великая Отечественная война предъявила к финансовой системе СССР несравненно более высокие требования, чем война 1914—1918 гг. к финансам царской России. Достаточно сопоставить суммы военных расходов, чтобы убедиться в этом.
Как уже указывалось ранее, с начала первой мировой войны вплоть до 1918 г., т. е. немногим более чем за 3 года, военные
расходы России исчисляются примерно в 50 млрд. руб. Во время Великой Отечественной войны за первые 3,5 года расходы государственного бюджета СССР по сметам наркоматов обороны и Военно-Морского Флота превысили 420 млрд. руб. Сюда необходимо добавить возросшие затраты на цели социального обеспечения. За 3,5 года войны было выплачено пособий семьям военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава Красной Армии, пенсий инвалидам войны и семьям погибших на фронте свыше 30 млрд, руб. Необходимо, кроме того, учесть крупные затраты, связанные с перевооружением промышленности и проведением других мер в процессе перевода ее на производство военной продукции, с перебазированием предприятий из районов, находившихся в полосе военных действий либо в ближнем тылу, в восточные районы страны, а также затраты, связанные с эвакуацией населения. К тому же с захватом врагом части нашей территории на первом этапе войны сократилась доходная база бюджета.
Среди показателей, характеризующих требования, предъявляемые войной к финансовой системе, важное значение имеет темя нарастания военных расходов. Из всей суммы военных расходов России в годы первой мировой войны приходилось: на 1914 г. (5 последних месяцев) —3,5%, на 1915 г.—18,2, на 1916 г.— 30,7, на 1917 г.—47,6%. В Великой Отечественной войне из общей суммы расходов по сметам наркоматов обороны и Военно-Морского Флота приходилось: на 1941 г. (второе полугодие) — более 12%, на 1942 г.-25, иа 1943 г.-30, на 1944 г.- 33%. Среднедневной размер военных расходов России составлял во втором полугодии 1914 г. 10—12 млн. руб. и, из года в год повышаясь, достиг 66,6 млн. руб. в июле-августе 1917 г., т. е. увеличился за время войны в 5,6—6,7 раза. Среднедневной же размер военных расходов СССР уже в первые 6 месяцев Отечественной войны достиг 288 млн. руб. и затем повысился к 1945 г, лишь на 1/3 (до 380 млн. руб. за 1944 г.). С первых же дней Отечественной войны Военные расходы резко возросли — на 20,6 млрд. руб., или в 1,7 раза, во втором полугодии 1941 г. против первого полугодия иа 51,7 млрд, руб., или в 1,9 раза, в 1942 г. по сравнению с 1940 г.
Требования, предъявленные к советской системе финансов в Великой "Отечественной войне, не могли, конечно, не вызвать финансового напряжения, особенно на первом этапе войны. Однако это финансовое напряжение не только не переросло в финансовый кризис, как в годы первой мировой войны, но, напротив, в ходе войны финансовая мощь Советского государства росла. Об этом свидетельствует то, что в СССР яе только были полностью обеспечены финансовыми ресурсами возросшие военные затраты, бесперебойное финансирование потребностей фронта и тыла, но уже в ходе войны значительные и возрастающие средства из государственного бюджета были направлены на восстановительные работы в освобожденных от немецко-фашистских захватчиков районах и на дальнейшее развитие народного хозяйства и культуры СССР. Об этом свидетельствует усиление и укрепление советских финансов как мощного фактора организации экономики. Об этом свидетельствует, наконец, исполнение государственного бюджета за 1944 — четвертый военный год — о превышением доходов над расходами на 4,8 млрд. руб.
Где коренятся причины того, что советская система финансов с честью выдержала суровое испытание, что финансовая мощь Советского государства в ходе войны не ослабевала, а нарастала
Объясняется это тем, что советские финансы являются орудием экономической деятельности социалистического государства в экономической; политической, культурной жизни страны; они имеют незыблемую экономическую базу, в их основе лежат социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства; в их построении последовательно проводятся принципы социалистического демократизма и ленинской национальной политики; советскими финансами, как и социалистическим государством в целом, руководит Коммунистическая партия, а все мероприятия, проводимые партией и правительством в области финансов, встречают единодушную поддержку советского народа.
Таковы причины, обусловившие возрастание финансовой мощи СССР и укрепление советской системы финансов в ходе беспримерной по своим масштабам войны. В этом заключаются источники силы советской системы финансов, ее особенности и преимущества.
Основная, центральная задача финансовой политики Советского государства в условиях войны заключалась в том, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование потребностей фронта и обслуживающего его тыла. Необходимо было в кратчайшие сроки, в первые же дни и месяцы войны добиться увеличения бюджетных доходов, чтобы компенсировать убыль по некоторым источникам поступления средств и обеспечить возросшие военные затраты. Следовало иначе, чем до войны, направлять средства, внести существенные изменения в расходную часть бюджета. Это требовало перестройки всей системы финансов в соответствии с потребностями военного времени.
«Надо было привести государственный бюджет, всю систему доходов и их взимания, а также методы финансирования в соответствие с условиями военной экономики. Необходимо было усилить воздействие финансов на хозяйство, увеличить значение и усовершенствовать методы финансового контроля, повысить роль финансовой системы в борьбе за мобилизацию резервов, за осуществление режима экономии, за снижение себестоимости продукции и увеличение накоплений социалистических предприятий и организаций. Советский бюджет, игравший и в годы мирного строительства важную роль в осуществлении хозяйственной по-
литики партии и правительства, в обстановке Отечественной войны приобрел еще большее значение в борьбе за государственную дисциплину в народном хозяйстве»