Банки Белгородской области
Все банки Белгородской области на одном сайте.
Белгород, Старый Оскол, Алексеевка, Валуйки...
Банки Белгорода Автокредит, лизинг, ипотека
Единая финансовая служба Белгорода
Поиск:  

Лучший курс обмена валюты в Белгороде

Банокматы: Белгород, Старый Оскол, Губкин, Новый Оскол, Разумное, Алексеевка, Валуйки, Волоконовка, Маслова Пристань, Поляна, Октябрьский, Бирюч, Грайворон, Короча, Строитель, Шебекино, Чернянка, Ракитное, Дубовое, Ровеньки, ещё...
Банк 31 » История банков и финансов » Финансы в период войны » Финансы на первом этапе войны. Перестройка финансов в соответствии с потребностями военного временя


Финансы на первом этапе войны. Перестройка финансов в соответствии с потребностями военного временя
Нападение фашистской Германии на СССР прервало мирный труд нашей страны. Неизменно проводя политику мира, исполь­зуя все возможности для избежания войны, партия и правитель­ство из года в год укрепляли военно-хозяйственную мощь нашей Родины. Перед вступлением во вторую мировую войну страна располагала уже минимально необходимыми материальными воз­можностями для того, чтобы удовлетворить в основном нужды ар­мии н тыла в металле, топливе, хлопке, хлебе. В результате социа­листической индустриализации страны и коллективизации сель­ского хозяйства, в результате успешного осуществления довоенных пятилетних планов укреплялись и совершенствовались Воору­женные Силы Советского Союза. Создание собственной тяжелой индустрии обеспечило возможность оснащения армии современ­ной боевой техникой, причем по своему качеству советская боевая техника не только не уступала зарубежной, но, напротив, по большинству видов превышала зарубежную. В соответствии с неоднократными указаниями партии накапливались материаль­ные и финансовые резервы.
Но чтобы привести в действие созданные за годы пятилеток материальные возможности, отмобилизовать армию, снарядить ее и в дальнейшем обеспечить бесперебойное, в возрастающих мас--штабах снабжение всем необходимым, требовалось время. Пре­имущество фашистской Германии на первом этапе войны как раз и заключалось в том, что гитлеровцы задолго до нападения на Советский Союз перевели всю Германию, а также захваченные ими другие страны на военное положение, подчинили все произ­водительные силы задачам подготовки н осуществления своих захватнических планов, располагали отмобилизованными и осна­щенными современной техникой армиями военного времени. Это было временное преимущество, преимущество агрессора, забла­говременно подготовившегося к нападению. Используя это вре­менное преимущество, гитлеровские полчища вторглись в преде­лы нашей страны, рвались к Москве, окружили Ленинград, дошли до Волги, вступили в пределы Кавказа. Над нашей страной на­висла смертельная опасность. Нужно было в кратчайшие сроки осуществить военную перестройку всего народного хозяйства СССР.
В целях быстрой мобилизации всех сил Советского Союза для разгрома врага был создан Государственный Комитет Обороны. В его руках была сосредоточена вся полнота государственной власти.
Как уже указывалось, военные расходы возросли с первых же дней войны — в 1,7 раза за второе полугодие 1941 г., еще иа 16% —в 1942 г. Чтобы покрыть эти расходы, нужно было изы­скивать дополнительные крупные финансовые ресурсы. Наряду с этим надо было обеспечить денежными средствами военную перестройку всего народного хозяйства, оказать финансовую по­мощь предприятиям, перебазировавшимся в восточные районы страны, а также эвакуированному населению. Это требовало от государственного бюджета СССР и от всей системы советских финансов огромных единовременных затрат сверх нарастающих прямых военных расходов. По мере того как увеличивалась чис­ленность армии, возрастали также расходы по государственному социальному обеспечению военнослужащих и их семей. Короче -говоря, война с самого начала предъявила к финансовой системе СССР колоссальные требования. Что же касается доходной части государственного бюджета, то она временно сократилась.
Решающим источником доходов государственного бюджета до войны были поступления по налогу с оборота (в 1940 г.— свыше 58% всех бюджетных доходов), размеры которых находятся в прямой зависимости от объема товарооборота. Война не могла не привести к сокращению размеров товарооборота государственно-кооперативной торговли, поскольку предприятия, ранее произво­дившие гражданскую продукцию, в основном были переведены на производство продукции, необходимой для снабжения армии. В 1942 г. поступления по налогу с оборота сократились по срав­нению с 1940 г. на 36,3%.
Рост прямых и косвенных военных расходов и сокращение поступления по налогу с оборота определили особенно высокое финансовое напряжение на первом этапе войны. Задача заклю­чалась не только в том, чтобы мобилизовать ресурсы для воэ-росппгх военных расходов и единовременных затрат, связанных с военной перестройкой хозяйства, но и в том, чтобы восполнить убыль в основном источнике бюджетных доходов. В успешном разрешении этих задач нашли яркое отражение особенности и преимущества советской системы финансов.
Источником средств для удовлетворения общественных и лич­ных потребностей является национальный доход. Поэтому объем национального дохода составляет важнейший показатель эконо­мической и военной мощи страны. Но одного лишь высокого объема национального дохода недостаточно для того, чтобы на: прочных основаниях достичь полного и бесперебойного удовлетво­рения потребностей военного времени. Война требует иного рас­пределения национального дохода, чем в обстановке мирного вре­мени, а в начальной своей стадии, в период мобилизации армии и военной перестройки хозяйства, она требует использования резервов, т. е. тех материальных ценностей, которые накоплены в результате производительного общественного труда за ряд предшествующих лет. От того, насколько быстро осуществляется изменение в распределении национального дохода, в какой мере обеспечивается использование резервов, зависят как степень удовлетворения потребностей, так и устойчивость, прочность фи--нансов страны.
В условиях капитализма народнохозяйственные накопления остаются в частных руках, а в государственный бюджет посту­пают только те ресурсы, которые затрачиваются на содержание государственного аппарата, на армию и иа тот минимум хозяйст­венных мероприятий и мероприятий в области просвещения и здравоохранения, которые проводит буржуазное государство- Этим определяются трудности дополнительной мобилизации ресурсов в военное время.
Советская система финансов, прежде всего государственный бюджет СССР, является резервуаром народнохозяйственных на­коплений. В ней концентрируются и в мирное время подавляю­щая доля накоплений государственных предприятий, значитель­ная доля накоплений колхозов, кооперации и сбережений населе­ния. Из государственного бюджета СССР покрываются значитель­ная доля затрат по расширенному воспроизводству, большая часть затрат по удовлетворению культурно-бытовых иужд и потребно­стей населения. В сочетании с особенностями организационного построения советской системы финансов это обеспечивает боль­шую мобильность средств, возможность широкого маневрирова­ния финансовыми ресурсами.
Социалистическое государство смогло в военных условиях быстро изменить состав расходов государственного бюджета, вне­сти необходимые изменения в распределение национального дохо­да. С самого же начала войны были значительно сокращены рас­ходы, не имеющие прямого отношения к потребностям военного времени, были мобилизованы как внутрибюджетные резервы, так и финансовые резервы, имеющиеся у предприятий, учреждений и организаций. Были приняты меры по усилению режима эконо­мии в расходовании средств, по увеличению накоплений на осно­ве повышения производительности труда и снижения себестои­мости.
Каковы источники средств, за счет которых покрывались воз­растающие военные расходы в годы Отечественной войны, в част­ности на первом, наиболее трудном ее этапе? Как советская фи­нансовая система преодолела исключительные трудности этого этапа войны?
В капиталистических странах главными источниками финан­сирования войн являются: 1) усиленное ограбление трудящихся посредством повышения налогов и роста цен на предметы широ­кого потребления; 2) усиление нормы эксплуатации рабочего
класса путей интенсификации труда, что вместе с высокими це­нами на предметы вооружения, боеприпасы и снаряжение для армий обеспечивает огромные военные сверхприбыли капитали­стов даже при некотором повышении их налогового обложения; 3) сокращение вложений в производство предметов потребления и общее снижение затрат по воспроизводству основного капитала, что при усиленной взносе основного капитала влечет за собой накопление денежного капитала, используемого для расширения государственных кредитных операций; 4) чрезмерный выпуск бумажных денег в обращение, т. е. использование инфляции для переложения всей тяжести войны на плечн трудящихся.
В противоположность этому основным источником ресурсов советского государственного бюджета в годы войны оставались доходы социалистического хозяйства. Война не только не приоста­новила роста производительности труда и развития технической мыслв в нашей стране, но, наоборот, патриотизм советского на­рода нашел свое выражение в быстром повышении производи­тельности труда, в новом развитии технической шгвциативы. Война вызвала новый подъем рационализаторской мысли и изо­бретательства. Большую роль в росте производительности труда во всех отраслях народного хозяйства сыграло Всесоюзное социа­листическое соревнование, возникшее в 1942 г. в ответ на призыв партии и развернувшееся затем по всей стране.
На основе роста производительности труда, лучшей органи­зации производства и технологического процесса, в частности внедрения поточного метода производства, было достигнуто зна­чительное снижение себестоимости промышленной продукции — на 6,9% за 1941 г., на 5,9% за 1942 г. Особенно сильно снизи­лась себестоимость в оборонной промышленности, что позволило осуществить мероприятие, невиданное в истории войн,— снизить Цены на военную продукцию. Попятно, что это снижение цен, выразившееся в сумме не менее 40 млрд. руб., означало относи­тельное сокращение объема военных расходов.
Другим источником ресурсов являются финансовые резервы как государственного бюджета, так и всего народного хозяйства. До войны государственный бюджет СССР из года в год испол­нялся с превышением доходов над расходами. К началу войны бюджетные резервы составляли 8,2 млрд. руб.; эти средства могли быть и были использованы для финансирования военных расхо­дов. Кроме этого, в силу особенностей советской системы финан­сов государство имело возможность провести быструю мобилиза­цию внутренних финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций. В частности, были прекращены дальнейшие от­числения в фонды директоров, а неиспользованные остатки этих фондов были переданы в государственный бюджет. Были изъяты в государственный бюджет свободные оборотные средства пред­приятий и хозяйственных организаций, а также неиспользован­ные суммы, выделенные для капитальных вложений, в частности суммы амортизационных фондов. Мобилизация этих ресурсов и резервов дала около 20 млрд. руб.
Тем же целям концентрации ресурсов для отпора врагу отве­чал пересмотр состава расходов государственного бюджета. 6 начале войны были сокращены расходы ло финансированию народного хозяйства (с 58,4 млрд. руб. в 1940 г. до 31,6 млрд. руб. в 1942 г.) и социально-культурных мероприятий (с 40,9 млрд. руб. в 1940 г. до 30,3 млрд. руб. в 1942 г.).
Важным источником средств явились также доходы, накопле­ния и сбережения колхозов, кооперации и населения. Здесь в огромной степени проявилось единодушие, с которым советский парод поддерживал финансовые мероприятия государства, исклю­чительная забота советских людей об укреплении финансовой мощи социалистической Родины.
 
Другие новости по теме:

  • Добровольных пожертвования
  • Финансы как экономическая мощь страны
  • Борьба за мобилизацию и наиболее эффективное использование ресурсов хозяйст ...
  • Финансы на втором этапе войны. Рост и укрепление финансовой мощи государств ...
  • Война и финансы. Задачи финансовой политике в условиях войны


  • Распечатать

    РЕЙТИНГ БАНКОВ ОТ БАНК31
    1. Белгородпромстройбанк (голосов 6)
    2. ВТБ 24 (голосов 5)
    3. Альфа-банк (голосов 5)
    4. Восточный экспресс банк (голосов 5)
    5. ВТБ (голосов 3)
    6. Траст (голосов 3)
    7. Белгородсоцбанк (голосов 4)
    8. ВТБ 24 (доп. офис в г. Старый Оскол) (голосов 3)
    9. Белгородпромстройбанк (Старооскольский филиал) (голосов 4)
    10. Траст (доп. офис в г. Старый Оскол) (голосов 3)
    11. Пробизнесбанк (голосов 3)
    12. Мой Банк (голосов 3)
    13. Барклайс Банк (голосов 4)
    14. Авангард (голосов 2)
    15. Газэнергопромбанк (голосов 3)
    16. Росбанк (голосов 2)
    17. ЮниКредит Банк (голосов 2)
    18. Пробизнесбанк (голосов 2)
    19. Банк Москвы (голосов 3)
    20. КИТ Финанс (голосов 2)
    ПАРТНЕРЫ



    НОВОСТИ БЕЛГОРОДА
    XML error in File: http://news.yandex.ru/index.rss
    XML error: Invalid document end at line 1

    АРХИВ НОВОСТЕЙ
    Май 2023 (1)
    Февраль 2016 (397)
    ССЫЛКИ
    Центробанк РФ


    НАШ ОПРОС

    Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка.

    Большое количество банкоматов
    Большое количество отделений в вашем городе и других городах России
    Удобные часы работы
    Банк давно работает на рынке
    Рекомендации знакомых, которые являются клиентами этого банка
    Приветливые и вежливые менеджеры
    Отсутствие очередей в отделениях
    Выгодные процентные ставки по вкладам и кредитам
    Большой спектр услуг для частных клиентов и бизнеса
    Низкие тарифы на обслуживание/бесплатное обслуживание
    Наличие интернет-банка (возможность управлять своими счетами через интернет)
    Российский банк
    Иностранный банк
    Понравились/ запомнились рекламные акции
    Другое

    История банков и финансов

    - Финансы в период октября

    - Финансы в период интервенции и гражданской войны

    - Финансы в восстановительный период НЭПа

    - Финансы в начальный период борьбы за социалистическую индустриализацию страны

    - Финансовые реформы. Финансовые итоги первой пятилетки

    - Финансы в период борьбыза завершение строительства социалистического общества и проведение новой конституции СССР. Финансы в третьей пятилетке

    - Финансы в период войны

    - Финансы в четвёртой, послевоенной пятилетке