Нападение фашистской Германии на СССР прервало мирный труд нашей страны. Неизменно проводя политику мира, используя все возможности для избежания войны, партия и правительство из года в год укрепляли военно-хозяйственную мощь нашей Родины. Перед вступлением во вторую мировую войну страна располагала уже минимально необходимыми материальными возможностями для того, чтобы удовлетворить в основном нужды армии н тыла в металле, топливе, хлопке, хлебе. В результате социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в результате успешного осуществления довоенных пятилетних планов укреплялись и совершенствовались Вооруженные Силы Советского Союза. Создание собственной тяжелой индустрии обеспечило возможность оснащения армии современной боевой техникой, причем по своему качеству советская боевая техника не только не уступала зарубежной, но, напротив, по большинству видов превышала зарубежную. В соответствии с неоднократными указаниями партии накапливались материальные и финансовые резервы.
Но чтобы привести в действие созданные за годы пятилеток материальные возможности, отмобилизовать армию, снарядить ее и в дальнейшем обеспечить бесперебойное, в возрастающих мас--штабах снабжение всем необходимым, требовалось время. Преимущество фашистской Германии на первом этапе войны как раз и заключалось в том, что гитлеровцы задолго до нападения на Советский Союз перевели всю Германию, а также захваченные ими другие страны на военное положение, подчинили все производительные силы задачам подготовки н осуществления своих захватнических планов, располагали отмобилизованными и оснащенными современной техникой армиями военного времени. Это было временное преимущество, преимущество агрессора, заблаговременно подготовившегося к нападению. Используя это временное преимущество, гитлеровские полчища вторглись в пределы нашей страны, рвались к Москве, окружили Ленинград, дошли до Волги, вступили в пределы Кавказа. Над нашей страной нависла смертельная опасность. Нужно было в кратчайшие сроки осуществить военную перестройку всего народного хозяйства СССР.
В целях быстрой мобилизации всех сил Советского Союза для разгрома врага был создан Государственный Комитет Обороны. В его руках была сосредоточена вся полнота государственной власти.
Как уже указывалось, военные расходы возросли с первых же дней войны — в 1,7 раза за второе полугодие 1941 г., еще иа 16% —в 1942 г. Чтобы покрыть эти расходы, нужно было изыскивать дополнительные крупные финансовые ресурсы. Наряду с этим надо было обеспечить денежными средствами военную перестройку всего народного хозяйства, оказать финансовую помощь предприятиям, перебазировавшимся в восточные районы страны, а также эвакуированному населению. Это требовало от государственного бюджета СССР и от всей системы советских финансов огромных единовременных затрат сверх нарастающих прямых военных расходов. По мере того как увеличивалась численность армии, возрастали также расходы по государственному социальному обеспечению военнослужащих и их семей. Короче -говоря, война с самого начала предъявила к финансовой системе СССР колоссальные требования. Что же касается доходной части государственного бюджета, то она временно сократилась.
Решающим источником доходов государственного бюджета до войны были поступления по налогу с оборота (в 1940 г.— свыше 58% всех бюджетных доходов), размеры которых находятся в прямой зависимости от объема товарооборота. Война не могла не привести к сокращению размеров товарооборота государственно-кооперативной торговли, поскольку предприятия, ранее производившие гражданскую продукцию, в основном были переведены на производство продукции, необходимой для снабжения армии. В 1942 г. поступления по налогу с оборота сократились по сравнению с 1940 г. на 36,3%.
Рост прямых и косвенных военных расходов и сокращение поступления по налогу с оборота определили особенно высокое финансовое напряжение на первом этапе войны. Задача заключалась не только в том, чтобы мобилизовать ресурсы для воэ-росппгх военных расходов и единовременных затрат, связанных с военной перестройкой хозяйства, но и в том, чтобы восполнить убыль в основном источнике бюджетных доходов. В успешном разрешении этих задач нашли яркое отражение особенности и преимущества советской системы финансов.
Источником средств для удовлетворения общественных и личных потребностей является национальный доход. Поэтому объем национального дохода составляет важнейший показатель экономической и военной мощи страны. Но одного лишь высокого объема национального дохода недостаточно для того, чтобы на: прочных основаниях достичь полного и бесперебойного удовлетворения потребностей военного времени. Война требует иного распределения национального дохода, чем в обстановке мирного времени, а в начальной своей стадии, в период мобилизации армии и военной перестройки хозяйства, она требует использования резервов, т. е. тех материальных ценностей, которые накоплены в результате производительного общественного труда за ряд предшествующих лет. От того, насколько быстро осуществляется изменение в распределении национального дохода, в какой мере обеспечивается использование резервов, зависят как степень удовлетворения потребностей, так и устойчивость, прочность фи--нансов страны.
В условиях капитализма народнохозяйственные накопления остаются в частных руках, а в государственный бюджет поступают только те ресурсы, которые затрачиваются на содержание государственного аппарата, на армию и иа тот минимум хозяйственных мероприятий и мероприятий в области просвещения и здравоохранения, которые проводит буржуазное государство- Этим определяются трудности дополнительной мобилизации ресурсов в военное время.
Советская система финансов, прежде всего государственный бюджет СССР, является резервуаром народнохозяйственных накоплений. В ней концентрируются и в мирное время подавляющая доля накоплений государственных предприятий, значительная доля накоплений колхозов, кооперации и сбережений населения. Из государственного бюджета СССР покрываются значительная доля затрат по расширенному воспроизводству, большая часть затрат по удовлетворению культурно-бытовых иужд и потребностей населения. В сочетании с особенностями организационного построения советской системы финансов это обеспечивает большую мобильность средств, возможность широкого маневрирования финансовыми ресурсами.
Социалистическое государство смогло в военных условиях быстро изменить состав расходов государственного бюджета, внести необходимые изменения в распределение национального дохода. С самого же начала войны были значительно сокращены расходы, не имеющие прямого отношения к потребностям военного времени, были мобилизованы как внутрибюджетные резервы, так и финансовые резервы, имеющиеся у предприятий, учреждений и организаций. Были приняты меры по усилению режима экономии в расходовании средств, по увеличению накоплений на основе повышения производительности труда и снижения себестоимости.
Каковы источники средств, за счет которых покрывались возрастающие военные расходы в годы Отечественной войны, в частности на первом, наиболее трудном ее этапе? Как советская финансовая система преодолела исключительные трудности этого этапа войны?
В капиталистических странах главными источниками финансирования войн являются: 1) усиленное ограбление трудящихся посредством повышения налогов и роста цен на предметы широкого потребления; 2) усиление нормы эксплуатации рабочего
класса путей интенсификации труда, что вместе с высокими ценами на предметы вооружения, боеприпасы и снаряжение для армий обеспечивает огромные военные сверхприбыли капиталистов даже при некотором повышении их налогового обложения; 3) сокращение вложений в производство предметов потребления и общее снижение затрат по воспроизводству основного капитала, что при усиленной взносе основного капитала влечет за собой накопление денежного капитала, используемого для расширения государственных кредитных операций; 4) чрезмерный выпуск бумажных денег в обращение, т. е. использование инфляции для переложения всей тяжести войны на плечн трудящихся.
В противоположность этому основным источником ресурсов советского государственного бюджета в годы войны оставались доходы социалистического хозяйства. Война не только не приостановила роста производительности труда и развития технической мыслв в нашей стране, но, наоборот, патриотизм советского народа нашел свое выражение в быстром повышении производительности труда, в новом развитии технической шгвциативы. Война вызвала новый подъем рационализаторской мысли и изобретательства. Большую роль в росте производительности труда во всех отраслях народного хозяйства сыграло Всесоюзное социалистическое соревнование, возникшее в 1942 г. в ответ на призыв партии и развернувшееся затем по всей стране.
На основе роста производительности труда, лучшей организации производства и технологического процесса, в частности внедрения поточного метода производства, было достигнуто значительное снижение себестоимости промышленной продукции — на 6,9% за 1941 г., на 5,9% за 1942 г. Особенно сильно снизилась себестоимость в оборонной промышленности, что позволило осуществить мероприятие, невиданное в истории войн,— снизить Цены на военную продукцию. Попятно, что это снижение цен, выразившееся в сумме не менее 40 млрд. руб., означало относительное сокращение объема военных расходов.
Другим источником ресурсов являются финансовые резервы как государственного бюджета, так и всего народного хозяйства. До войны государственный бюджет СССР из года в год исполнялся с превышением доходов над расходами. К началу войны бюджетные резервы составляли 8,2 млрд. руб.; эти средства могли быть и были использованы для финансирования военных расходов. Кроме этого, в силу особенностей советской системы финансов государство имело возможность провести быструю мобилизацию внутренних финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций. В частности, были прекращены дальнейшие отчисления в фонды директоров, а неиспользованные остатки этих фондов были переданы в государственный бюджет. Были изъяты в государственный бюджет свободные оборотные средства предприятий и хозяйственных организаций, а также неиспользованные суммы, выделенные для капитальных вложений, в частности суммы амортизационных фондов. Мобилизация этих ресурсов и резервов дала около 20 млрд. руб.
Тем же целям концентрации ресурсов для отпора врагу отвечал пересмотр состава расходов государственного бюджета. 6 начале войны были сокращены расходы ло финансированию народного хозяйства (с 58,4 млрд. руб. в 1940 г. до 31,6 млрд. руб. в 1942 г.) и социально-культурных мероприятий (с 40,9 млрд. руб. в 1940 г. до 30,3 млрд. руб. в 1942 г.).
Важным источником средств явились также доходы, накопления и сбережения колхозов, кооперации и населения. Здесь в огромной степени проявилось единодушие, с которым советский парод поддерживал финансовые мероприятия государства, исключительная забота советских людей об укреплении финансовой мощи социалистической Родины.