Советский народ шел на большие материальные лишения, чтобы больше дать фронту. Выпущенные Советским правительством государственные военные займы были реализованы с исключительным успехом. Успешно были проведены также денежно-вещевые лотереи. Яркий выражением советского патриотизма явился сбор добровольных пожертвований в фонд обороны страны и в фонд Красной Армии, поступления в которые составили за годы войны свыше 16 млрд. руб.
Чтобы удовлетворить возросшие военные потребности, государство вынуждено было повысить на время войны налоговые платежи населения. Этого требовали также интересы регулирования денежного обращения и рыночных цен. В начале войны была введена военная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, замененная затем особым военным налогом, который по размерам поступлений превышал все довоенные налоги с населения;
В 1940 г. налоговые платежи населения дали 9,9 млрд. руб., а в 1942 г.— 21,9 млрд. руб., поступления по займам в 1940 г.— 11,5 млрд, руб., а в 1942 г. (включая лотерею) — 18,2 млрд. руб. Удельный вес средств населения в доходах госбюджета СССР повысился.
Несмотря на принятые меры, текущие доходы государственного бюджета в начальный период войны сократились в большей степени, чем бюджетные расходы. В 1940 г. текущие доходы государственного бюджета СССР превысили его расходы, а в 1942 г., наоборот, расходы государственного бюджета оказались выше его растущих доходов на 18,9 млрд. руб. Исключительно высокое финансовое напряжение обусловило временную необходимость использовать эмиссию денег для финансирования военных расходов. Денежная масса в обращении заметно возросла. Что же касается потребностей хозяйственного оборота в Деньгах, то их размеры сильно снизились в результате сокращения объема розничного товарооборота: Сокращение объема розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли обусловливалось снижением размеров производства товаров личного потребления и увеличением внерыночных фондов этих товаров.
Война вызвала коренные изменения в структуре производства и распределения общественного продукта. Она потребовала максимального расширения специфически военного потребления.
В первом полугодии 1945 г. в восточных районах СССР производилось в 2 раза больше промышленной продукции, чем в первом полугодии 1941 г., а военной продукции — в 5,6 раза больше. За 4 года войны промышленное производство увеличилось на Урале в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8, в Поволжье — в 3,4 раза. При этом в первое время, в связи с военной перестройкой хозяйства, временной оккупацией врагом ряда областей и районов, перебазированием предприятий в восточные районы страны, общий уровень производства сократился. Достаточно указать, что до войны предприятия, находившиеся в войну на временно оккупированной территории, давали 'Л всей валовой промышленной продукции СССР, посевные площади там составляли 47% посевных площадей СССР, но поголовью скота (в переводе на крупный скот) удельный вес этих районов достигал 45%. Разрушению или остановке подвергались также предприятия в районах прифронтовой полосы либо непосредственно в зоне военных действий, дававшие до войны треть всей промышленной продукции. В результате на первом этапе войны выпуск гражданской продукции резко снизился, а по некоторым ее видам полностью прекратился.
Распределение общественного продукта в главных чертах определяется структурой производства. Поскольку производство товаров легкой и пищевой промышленности сократилось, уменьшилась и доля общественного продукта, направляемого в фонд личного потребления. Удельный вес этого фонда в национальном доходе СССР снизился с 74% в 1940 г. до 67% в 1942 г. Вместе с тем особенности военной экономики выразились в повышении удельного веса продовольственного и вещевого довольствия Красной Армии в составе всей продукции отраслей производства, создающих товары личного потребления. Рыночный фонд этих товаров, направленный в розничный товарооборот для продажа населению, сократился в пользу Красной Армии.
В капиталистических странах превышение платежеспособного спроса на тот или иной товар над производством его влечет за собой рост цен на товары и увеличение прибылей капиталистов.
Советское государство, несмотря на увеличение количества денег в обращении и сокращение товарных фондов, сохранило государственные розничные цены на довоенном уровне. Цены иа продовольственные и промышленные товары, за исключением таких, как спиртные напитки, табак, парфюмерия, оставались без изменения. Это было необходимо в интересах обеспечения устойчивого уровня заработной платы и других денежных доходов населения, получаемых от предприятий, учреждений и организаций социалистического хозяйства.
Стабильность цен на товары личного потребления имела большое значение для поддержания материального благосостояния трудящихся ,на определенном уровне. В условиях нехватки товаров личного потребления эта стабильность цен могла быть достигнута лишь с помощью нормированного отпуска товаров, т. е. карточной системы снабжения.