В результате героических усилий советского народа под руководством Коммунистической партии и Советского правительства уже в первый год войны были достигнуты крупнейшие успехи на фронте и в тылу. Разгром немцев под Москвой развеял в прах миф о «непобедимости» немецких армий. В невиданно короткие сроки с непревзойденной организованностью было проведено перебазирование промышленности в восточные районы страны, эвакуация и устройство рабочих, оборудование предприятий на новых местах, расширение посевных площадей на востоке. Коренным образом улучшилась работа предприятий, обслуживающих нужды фронта, укрепилась трудовая дисциплина на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах.
В результате созданной за довоенные годы крупной современной промышленности в восточных районах и быстрого восстановления свыше 1300 крупных предприятий, эвакуированных в восточные районы страны, а также в связи с осуществлением нового строительства была значительно расширена и укреплена мощная промышленная база на востоке нашей страны.
1942/43 г.— второй год Великой Отечественной войны — стал переломным годом в ходе войны. В результате осуществления стратегического плана в районе Сталинграда была окружена, разгромлена и пленена огромная немецко-фашистская армия. Затем последовал сокрушительный удар в районе Курска. Началось и неуклонно нарастало массовое изгнание врага со священной советской земли.
Этот перелом нашел свое всестороннее отражение во всех областях жизни страны, в том числе и в области финансов. Прежде всего он отразился на динамике доходов и расходов государственного бюджета СССР. Уже в 1943 г, доходы государственного бюджета СССР превысили довоенный уровень, а в 1944 г. они оказались выше этого уровня почти в 1,5 раза.
На первом этапе войны денежная эмиссия была необходима для сбалансирования государственного бюджета. Особенно напряженным финансовое положение страны было во второй половине 1941 г., когда бюджет должеи был направить огромные средства иа расходы по мобилизации в Красную Армию, по военной перестройке хозяйства, по эвакуации промышленности и населения из прифронтовых районов, тогда как доходы государственного бюджета сильно снизились в связи с перемещением производительных сил СССР на восток и с временной потерей ряда районов, захваченных врагом.
Несмотря на огромные трудности военного времени, с 1943 г. текущие доходы государственного бюджета СССР стали нарастать более.высокими темпами, чем бюджетные расходы. В результате превышение расходов бюджета над его текущими доходами снизилось с 10,3% в 1942 г. до 3,5% в 1943 г., начиная же с 1944 г. текущие доходы государственного бюджета СССР стали превышать его расходы: в 1944 г.— на 4,8 млрд. руб., в 1945 г.— на 3,4 млрд. руб. В истории финансов мы не найдем другого такого примера, чтобы в ходе войны, превосходящей все другие войны по своим масштабам и последствиям, было достигнуто не только сбалансирование бюджета за счет текущих доходов, но и крупное превышение доходов над расходами. В капиталистических странах, включая США, государственные бюджеты были дефицитными во 'все годы войны, причем размеры дефицитов все более нарастали.
Преодоление разрыва между текущими доходами и расходами государственного бюджета СССР в ходе Отечественной войны является ярким показателем прочности экономики и финансов социалистического государства. Высокое финансовое напряжение, связанное с войной, не переросло в финансовый кризис, как было в дореволюционной России в 1914—1917 гг. и во всех капиталистических государствах, участвовавших в первой и второй мировых войнах. Напротив, экономическая и финансовая мощь социалистического государства в ходе войны возрастала.
Наряду с ростом объема государственного бюджета СССР происходили также характерные для растущего и крепнущего хозяйства изменения в составе бюджетных доходов и расходов.
Быстрое увеличение бюджетных доходов было достигнуто в результате мероприятий, проведенных партией в правительством при активнейшей поддержке широчайших масс населения. Характерным при этом было возрастание доходов от социалистических предприятий и хозяйственных организаций. В связи с расширением объема производства и товарооборота и повышением рентабельности поступления от социалистических предприятий и хозяйственных организаций по налогу с оборота и отчислениям от прибыли достигли в 1944 г. довоенного уровня, а в 1945 г. превысили его на 20 %.
Не менее наглядным показателем усиления и укрепления финансовой мощи социалистического государства в ходе войны являются изменения в составе расходов государственного бюджета.
В связи с развертыванием наступательных операций героической Красной Армии военные расходы по сметам наркоматов обороны и Военно-Морского Флота продолжали нарастать — до 125 млрд. руб. в 1943 г. н 137,7 млрд. руб. в 1944 г. Однако удельный вес этих расходов снизился с 60% в 1942 г. до 51% в 1944 г. В государственном бюджете на 1945 г., утвержденном Верховным Советом СССР в апреле 1945 г., расходы по сметам наркоматов обороны в Военно-Морского Флота были предусмотрены в а уровне 1944г. (137,9 млрд. руб.), в связи с чем их удельный вес понизился до 45%. Фактически эти расходы составили 128,2 млрд. руб. Таким образом, расширение доходной базы государственного бюджета СССР позволило не только полностью обеспечить финансовыми ресурсами удовлетворение потребности фронта, но и увеличить затраты по финансированию народного хозяйства и социально-культурных мероприятий.