Расходы государственного бюджета СССР на народное, хозяйство увеличились в 1944 г. по сравнению с 1942 г. более чем в 1,5 раза, в государственном же бюджете СССР на 1945 г. они были предусмотрены в размере, превышающем на 11% уровень 1940 г.
Еще более, высокими темпами увеличивались расходы на социально-культурные мероприятия, уже в 1944 г. на 25% превысившие довоенный уровень. В государственном бюджете СССР на 1945 г. эти расходы были утверждены в сумме, превышающей на 61% затраты 1940 г.
Увеличение расходов по финансированию народного хозяйства и социально-культурных мероприятий было в основном связано с дальнейшим развертыванием производства оборонной продукции, с восстановлением хозяйства и культуры в районах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков, н с расширением государственной помощи населению в порядке социального обеспечения.
«Несмотря на колоссальные потери и трудные условия военного времени, военное хозяйство СССР в период Отечественной войны успешно развивалось. В первом полугодии 1945 г. в восточных районах СССР производилось в 2 раза больше промышленной продукции, чем в первом полугодии 1941 года, а продукции военной промышленности производилось в 5,6 раза больше, За четыре года войны промышленное производство увеличилось: на Урале в 3,6 раза, в Сибири в 2,8 раза, в Поволжье в 3,4 раза» *,
Это было достигнуто посредством быстрого развертывания работы предприятий, эвакуированных из западных районов в восточные, нового строительства предприятий, обслуживающих потребности военного времени, и повышения производительности труда.
Постановление Совнаркома СССР я ЦК ВКП(б) зО неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от ненецкой оккупации» было опубликовано 21 августа 1943 г., т. е. в период ожесточенных сражений с врагом. Осуществление восстановительных работ в больших и систематически нарастающих масштабах в условиях войны является одной пз характерных особенностей социалистической системы хозяйства и ярким выражением ее преимуществ. В государственном бюджете СССР на 1944 г. затраты по восстановлению хозяйства и культурных учреждений, разрушенных фашистскими варварами, были предусмотрены в размере 16 или. руб.
Характерной особенностью социалистической системы хозяйства является осуществление расширенного воспроизводства основных фондов не только в мирное время, ио и в период войны. Капитальные вложения в народное хозяйство выросли с 18,6 млрд. руб. в 1942 г. до 27,4 млрд. руб. в 1944 г. и 36,3 млрд. руб. в 1945 г. Всего за годы войны (1941—1945 гг.) капитальные вложения выразились в сумме 94,6 млрд. руб. Основную долю этой суммы составляли средства государственного бюджета — 11,8 млрд. руб. в 1942 г. и 23 млрд. руб. в 1944 г. В народнохозяйственном плане на 1945 г. капитальные вложения предусматривались в сумме 40,1 млрд. руб., в том числе за счет средств государственного бюджета — в сумме 31,2 млрд. руб.
В годы войны социалистическое государство не только не ослабило, но, напротив, усилило заботу о материальном благосостоянии и культурном уровне масс, об охране здоровья советских граждан. Были развернуты мероприятия по подготовке массовых кадров для всех отраслей народного хозяйства по линии школ ъ училищ системы государственных трудовых резервов, фабрично-заводского обучения, разного рода курсов, обучения непосредственно на производстве. Большое внимание уделллось подготовке кадров со специальным высшим и средним образованием, развитию науки и искусства. В значительной мере рост расходов на социально-культурные мероприятия был связан с повышением заработной платы учителям, преподавателям вузов, научным работникам, врачам.
Особенно сильно выросли расходы по государственному социальному обеспечению. Социалистическое государство оказывало систематическую помощь семьям военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава в порядке выплаты регулярных и единовременных пособий. Военнослужащие при их увольнении в отставку или в запас обеспечивались пенсиями за выслугу лет, а в случае потери трудоспособности — пенсиями по инвалидности. Весь советский народ окружил особой заботой и
вниманием инвалидов Отечественной войны. Им предоставлялись широкие льготы по налогам и сборам, в области снабжения, пользования услугами детских учреждений, в обеспечении жилой площадью и т. п. Большая работа проводилась по линий трудового устройства инвалидов.
В 1944 г., в условиях войны, социалистическое государство провело важные реформы в области охраны материнства и младенчества, в большой степени увеличив связанные с этим затраты. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и постановлением СНК СССР от 18 августа 1944 г. были установлены; 1) новый порядок выплаты государственных пособий многодетным матерям единовременные пособия начиная с третьего ребенка, ежемесячные пособия — с четвертого ребенка;
выплата пособия одиноким (не состоящим в браке) матерям на содержание и воспитание детей — начиная с первого ребенка широкая система мероприятий по улучшению материально - бытового положения многодетных и одиноких матерей и по усилению охраны материнства и детства. Были повышены размеры пособии. Уже во второй половине 1944 г. количество матерей,получающих государственное пособие, увеличилось почти в 2 раза. Значительно расширилась сеть детских учреждений и родильных домов.
Военная обстановка обусловила необходимость большей концентрации бюджетных ресурсов в союзном бюджете. Удельный вес союзного бюджета резко повысился. Вместе с тем партия и правительство обеспечивали удовлетворение всех настоятельных нужд союзных республик в хозяйственном н культурном строительстве, выделяя в их распоряжение необходимые ресурсы. Объем государственных бюджетов союзных республик, сильно сократившийся на первом этапе войны, главным образом в связи с немецкой оккупацией ряда областей страны, с 1943 г. стал вновь нарастать и в 1945 г. превысил на 12,4% довоенный уровень.
В основе укрепления советских финансов в годы войны лежали особенности и преимущества социалистической системы хозяйства, блестящие победы Красной Армии, самоотверженный труд десятков миллионов людей — граждан социалистической Родины.