Основной формой бюджетной мобилизации накоплении государственных предприятий и хозяйственных организаций и в годы войны оставался налог с оборота. В деле упорядочения взимания этого вида государственных доходов немаловажное значение имела разработка отраслевых инструкций по налогу с оборота. Положение о налоге с оборота 1930 г. и изданная в соответствии с ним инструкция Наркомфина СССР от 28 марта 1934 г. определяли общие принципы и порядок уплаты налога. Исходя из особенностей обложения оборота по отдельным группам товаров, в дальнейшем ежегодно Наркомат финансов СССР давал многочисленные дополнительные указания финансовым органам. В конце концов накопился обширный инструкционный материал и пользование им чрезвычайно усложнилось. Улучшение практики работы по налогу с оборота потребовало систематизации и кодификации этого материала. Необходимость в замене многочисленных инструкций, циркуляров, указаний и т. п. отраслевыми инструкциями, полностью отражающими все изменения, стала особенно настоятельной в условиях, когда в связи с войной финансовый аппарат на местах в значительной мере обновился, на работу пришли новые, зачастую менее квалифицированные кадры. В 1941—1942 гг. были разработаны и изданы отраслевые инструкции, охватывающие большинство объектов обложения* Не меняя сложившейся структуры налога с оборота, эти инструкции внесли некоторые уточнения в определение категорий плательщиков налога, объектов обложения и отчасти системы ставок налога по некоторым товарам. В частности, расширилось применение системы обложения налогом с оборота в процентах к розничным ценам. В дальнейшем была разработана новая общая инструкция по налогу с оборота (введена с 1 ноября 1944 г.), обобщившая многолетний опыт работы в области государственных доходов. Крупное значение для увеличения поступлений в порядке обложения по обороту имела коммерческая торговля, введенная в начале 1944 г. Обороты коммерческой торговли в 1944—1945 гг. быстро возрастали по мере увеличения товарных фондов и снижения цен. В государственный бюджет поступлений от коммерческой торговли шли под следующей рубрикой: «Особый товарный фонд». В отношении налога с нетоварных операций следует отметить освобождение от обложения предприятий, изготовлявших продукцию для Красной Армии и Военно-Морского Флота. Большое внимание партия и правительство уделяли проведению строжайшего режима экономии в административно-хозяйственных расходах. Разработка типовых штатов учреждений и организаций позволила сократить за время войны управленческий аппарат более чем на 320 тыс. должностных единиц. В результате проведенных мероприятий по упорядочению аппарата трестов, комбинатов, контор и агентств сбытовых и снабженческих организаций оказалось возможным сократить этот аппарат почти на 13 тыс, единиц. На финансовые органы была возложена обязанность ежегодно проверять все подлежащие регистрации штаты учреждений, предприятий и организаций путем ревизий. Удельный вес расходов на содержание государственного управленческого аппарата в бюджете снизился с 3,9% в 1940 г. до 2,2% в 1944 г.