Важную роль в привлечении средств населения для финансирования возросших военных расходов сыграли государственные займы,
За годы войны были выпущены четыре военных займа на общую сумму в 72 млрд. руб. Подписка на эти займы составила 89,7 млрд. руб. Все граждане СССР встречали выпуск каждого займа с огромным воодушевлением. Выпускная сумма займов покрывалась подпиской в невиданно короткие сроки — в течение одного-двух дней; вся подписка по каждому займу продолжалась не более 6—10 дней.
Государственные военные займы выпускались сроком на 20 лет каждый. По своему строению они несколько отличались от займов, выпущенных в годы третьей пятилетки. Среди населения были реализованы лишь облигации выигрышных выпусков военных займов. Что же касается процентных выпусков, то они предназначались исключительно для размещения в колхозах, промартелях и других кооперативных организациях. Количество выигрышей было уменьшено: в течение срока займа выигрывают не все облигации, а их треть; остальные должны погашаться по нарицательной стоимости в порядке проведения тиражей погашения. Так как при этом размеры доходов владельцев облигаций займов остались неизменными (3% годовых), то сокращение числа выигрышей позволило повысить их размеры. Максимальный размер выигрыша был повышен с 3 тыс. руб. (по займу третьей пятилетки) до. 50 тыс. руб.
Ввиду военного времени были временно прекращены выдачи ссуд под залог облигаций займов, а также операции по покупке и продаже облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1938 г.
В качестве одной из форм дополнительного привлечения средств населения на нужды финансирования обороны страны были использованы денежно-вещевые лотереи. Всего за годы войны были выпущены четыре лотереи.
В государственном бюджете СССР па 1945 г. предусматривались поступления в сумме 3,8 млрд. руб. от пятой денежно-вещевой лотерии. В связи с победоносным окончанием войны необходимость в проведении этой лотереи отпала.
Великая Отечественная война потребовала максимального напряжения сил и средств страны. Перед Советским государством встала задача использовать каждый рубль сбережений, вложенных трудящимися в сберегательные кассы, для финансирования затрат по увеличению производства металла, топлива, продуктов питания и всего необходимого для фронта и тыла. К середине 1941 г. остаток вкладов в сберегательных кассах достигал почти 7 млрд. руб. Необходимо было сохранить в государственном обороте основную долю этих сбережений. Условия не позволяли обеспечить вкладчикам возможности получения средств со своих
счетов в любых суммах. Руководствуясь этим, Наркомат финансов СССР на основании решения правительства СССР в начале войны временно ограничил размер выдачи сумм по вкладам, внесенным в сберегательные кассы до войны, т. е. до 22 июня 1941 г.: вкладчику предоставлено было право получать но своему вкладу не более 200 руб. в месяц. Эти ограничения были отменены с 1944 г.
Устанавливая временные ограничения размеров выдач по старым (довоенным) вкладам, правительство вместе с тем приняло меры к увеличению притока в сберегательные кассы новых вкладов. По вкладам, внесенным в сберегательные кассы с 22 июня 1941 г., суммы выдавались по требованию вкладчика без всяких ограничений. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 10 августа 1942 г. во всех сберегательных кассах был введен прием от населения выигрышных вкладов, что имело целью повысить заинтересованность населения в хранении денежных средств в сберегательных кассах и на этой основе обеспечить дальнейший рост вкладов.
К 1 января 1944 г. остаток вкладов на счетах, открытых во время войны, составил 1425,5 млн. руб. На 1 января 1946 г. общая сумма вкладов в сберегательных кассах (не считая специальных вкладов) превысила 8,6 млрд. руб., т, е. была па 1,5 млрд. руб. больше, чем до войны. Кроме того, значительные суммы были привлечены в качестве вкладов военнослужащих полевыми учреждениями Госбанка. Следует также отметить, что с 1943 г. Госбанк СССР организовал прием вкладов на текущие счета от всех граждан, установив в качестве минимальной суммы вклада 3 тыс. руб.
Важнейшей особенностью организации сберегательного дала в годы Отечественной войны было образование специальных вкладов. Необходимость увеличения выпуска оборонной продукция заставила ввести на время войны ограничения в использовании права на отпуска. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим были временно отменены, за исключением лишь отдельных категорий трудящихся (инвалидов, подростков, женщин — по беременности и родам). Взамен отпуска выплачивалась денежная компенсация.
Учитывая пожелания трудящихся, а также условия военного времени, Президиум Верховного Совета СССР Указом «О временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска» от 9 апреля 1942 г. прекратил выплату денежной компенсации'. Согласно этому указу государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и организации обязаны были переводить суммы денежной компенсации за неиспользованные отпуска в сберегательные кассы в качестве
специальных вкладов рабочих и служащих. Выдача средств по этим вкладам была отложена до окончания войны и должна была производиться в сроки и в порядке, устанавливаемыми Совнаркомом СССР. Начисляемый по специальным вкладам доход (3% годовых) вкладчики должны были получать одновременно с выдачей суммы вкладов, т. е. после окончания войны.
Специальные вклады за счет денежной компенсации составили в общей сложности значительные суммы, временно использованные государством для финансирования военных расходов. Достаточно указать, что на 1 декабря 1945 г. в сберегательных кассах имелось на специальных вкладах около 32 млн. счетов. Суммы специальных вкладов поступали в государственный бюджет СССР в порядке особого государственного займа.