Одним из каналов привлечения средств населения, колхозов и кооперации, направляемых через государственные займы в государственный бюджет СССР для финансирования потребностей военного времени, было государственное имущественное и личное страхование. За 1941—1944 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчисления от прибылей свыше 5,8 млрд. руб.
В области обязательного окладного страхования изменения, внесенные за время войны, ограничились в основном повышением норм страхового обеспечения. Действовавшие до 1942 г. нормы были значительно ниже стоимости застрахованного имущества, оцененного по государственным заготовительным ценам, что не давало страхователям возможности восстановить погибшее иле поврежденное имущество без крупных дополнительных затрат. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1942 г. нормы страхового обеспечения были повышены: по зерновым и бобовым культурам — с 45—90 до 50—100 руб. за гектар, по хлопку — со 160—600 до 320—1500 руб. за гектар, по страхованию животных — в среднем на 85—90%. Усилив роль государственного страхования как одной из форм государственной помощи колхозной деревне в борьбе со стихийными бедствиями, »то мероприятие увеличило также сумму получаемых Госстрахом платежей по обязательному страхованию сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственных культур.
Более крупные изменения были внесены в организацию добровольного имущественного страхования. Этот вид страхования был до войны отстающим участком в системе страхования. К началу войны в хозяйствах граждан было застраховано менее 10% поголовья крупного рогатого скота, в колхозах — только 27 % посевов от градобития, 14,4% —от вымочки и вымерзания, 40% поголовья крупного рогатого скота, 53,4% поголовья лошадей.
Одной из основных причин отставания былн низкие нормы страховой ответственности, не создающие достаточных стимулов у страхователей. Так, например, сельскохозяйственные культуры могли быть застрахованы лишь в пределах разницы между стоимостью урожая основной продукции по государственным заготовительным ценам и нормой ответственности по обязательному окладному страхованию, т. е. в незначительных суммах (в отдельных районах — 10—20 руб. на 1 га). Также низки были нормы страховой ответственности в страховании животных. С другой стороны, к страхованию сельскохозяйственных культур применялись тарифы обязательного окладного страхования, установленные почти в одинаковом размере для всех республик, краев и областей, а »то вело к тому, что договоры страхования заключались главным образом лишь в наиболее поражаемых стихийными бедствиями районах. Отсутствие необходимой дифференциации тарифов по страхованию сельскохозяйственных культур приводило в ряде случаев к убыточности для государства этого вида страхования.
4 июля 1942 г. СНК СССР изменил систему тарифов и нормы страховой ответственности по добровольному страхованию сельскохозяйственных культур и животных. Колхозам предоставлялась возможность застраховать сельскохозяйственные культуры в любой сумме в пределах разницы между стоимостью фактического урожая в данном хозяйстве за последние три тода, исчисленной по государственным розничным ценам, и нормами обеспечения по обязательному окладному страхованию. При страховании сельскохозяйственных культур, на которые розничные цены не были установлены, стоимость урожая следовало исчислять по государственным закупочным или заготовительным ценам. Учреждения, предприятия и организации могли страховать сельскохозяйственные культуры в пределах стоимости .среднего урожая, полученного в данном хозяйстве за последние три года. В результате максимальные нормы страховой ответственности, например, в РСФСР увеличились следующим образом: по посеву пшеницы — с 55 до 1620 руб., ржи — с 20 до 1340 руб., овса — с 10 до 525 руб.
Лошади, верблюды, ослы и мулы стали приниматься на страхование в пределах разницы между стоимостью их по ценам местного колхозного рынка (но не выше стоимости по удвоенным предельно-заготовительным ценам, установленным облисполкомами, крайисполкомами и совнаркомами республик) и нормами обеспечения по обязательному окладному страхованию, крупный рогатый скот и свиньи — в пределах разницы между стоимостью,, исчисленной по государственным розничным ценам на мясо, н нормой обеспечения по обязательному окладному страхованию; олени, овцы, кролики, козы, пушные звери, домашняя птица и семьи пчел — в пределах твердых норм, установленных управлениями Госстраха областей, краев и АССР, а в республиках, не имеющих областного деления,— управлениями Госстраха союзных республик.
В результате нормы страхового обеспечения повысились по Московской области за корову средней упитанности и среднего веса с 600 до 2300 руб., а с надбавки на продуктивность — до 3800 руб. Тарифы страховых платежей были установлены дифференцированными по отдельным краям, областям, республикам и но видам животных, причем отдельно для колхозов и для граждан. Колхозам, перевыполняющим государственный план развития животноводства и имеющим лучшие показатели по содержанию животных, начисленная сумма страховых платежей за страхование животных уменьшалась в пределах до 75%.