Наряду с привлечением средств населения в порядке добровольных взносов государство в годы войны увеличило размеры налоговых платежей населения. Это вызывалось возросшими в связи с войной расходами государства. Значение налогов с населения
как источника бюджетных ресурсов в большей степени возросло. Вместе с тем намного увеличилась роль налогов как орудия регулирования доходов населения, воздействия на рыночную (базарную) торговлю и укрепления денежного обращения.
Товары на колхозных рынках продаются по ценам, складывающимся в связи со спросом и предложением товаров. Социалистическое государство оказывает воздействие на цены колхозных рынков прежде всего посредством использования товарных фондов, сосредоточенных в распоряжении государства и пускаемых в оборот по устойчивым ценам: Чем больше товарных фондов в-руках социалистического государства, чем полнее эти фонды обеспечивают удовлетворение потребностей населения в товарах и продуктах, тем ближе цены колхозных рынков к ценам государственной и кооперативной торговли.
Война привела к временному сокращению товарных фондов, находящихся в распоряжении государства. Сокращение это обусловливалось сжатием размеров производства гражданской продукции и увеличением внерыночного потребления (снабжение вооруженных сил). В силу этого возможности воздействия государства на цены колхозных рынков посредством маневрирования товарными фондами сузились. Рыночные цены оторвались от цен государственной и кооперативной торговли, во много раз повысились, так как та часть платежеспособного спроса населения на товары и продукты, которая не могла быть удовлетворена через государственную и кооперативную торговлю, возросла. Следствием высоких рыночных, цен было оседание денег у крестьян, что ослабляло стимулы к продаже излишков сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках за деньги и порождало натурально-меновые отношения в деревне. Все это отрицательно влияло на состояние денежного обращения.
В этих условиях регулирующая роль налогов с населения возросла. Повысив размеры налоговых платежей с крестьянских хозяйств, государство тем самым уменьшало количество денег, оседавших в деревне, и усиливало стимулы к продаже сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках за деньги. Рост предложения товаров на колхозных рынках вызывал снижение рыночных цен, тем самым повышал покупательную способность рубля. Увеличение размеров налоговых платежей городского населения сокращало также излишки денег в городах, образующиеся в результате того, что объем государственной и кооперативной торговли не соответствовал возросшим денежным доходам. Это также содействовало снижению рыночных цен (через относительное сокращение рыночного спроса) и укреплению денежного обращения.
Следует отметить, что, несмотря на возросшую роль налогов, главным орудием воздействия социалистического государства на рыночную торговлю и в годы войны оставалось маневрирование товарными фондами, находящимися в руках государства. Как
указывалось выше, решающую роль в снижении рыночных цен на втором Ьтапе войны сыграли увеличение товарных фондов в распоряжении государства, улучшение нормированного снабжения, введение и развертывание коммерческой торговли ио -ценам, которые неоднократно снижались государством в годы войны.
Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет и усиление регулирующей роли налоговых платежей населения были достигнуты в результате повышения ставок налогов, расширения круга плательщиков налогов, более полного учета облагаемых доходов и изменения принципов построения налоговых платежей.
В начале войны были проведены меры, направленные на повышение эффективности довоенных налогов и сборов.
С 3 июля 1941 г. устанавливалась на военное время-надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам с населения.
Надбавка к сельскохозяйственному налогу была установлена в размере 100% к окладу налога. Хозяйства колхозников и единоличников, в составе которых имелись военнослужащие, освобождались от надбавки: на 50% — при одном военнослужащем и полностью — при двух и более военнослужащих в хозяйстве.
Чтобы обеспечить более раннее поступление налоговых платежей в бюджет, в 1941 г. сроки уплаты сельскохозяйственного налога были сокращены на один месяц.
Размер надбавки к подоходному налогу с населения дифференцировался в зависимости от категорий плательщиков налога и месячного заработка рабочих и служащих. Все плательщики надбавки подразделялись прежде всего на две категории: 1) рабочие, служащие и приравненные к ним лица; 2) прочие плательщики подоходного налога. Внутри каждой из этих категорий плательщиков размер надбавки зависел от отношения плательщика налога к действительной военной службе или призыву в Красную Армию по мобилизации. В этом заключалась главная особенность построения надбавки к подоходному налогу с населения.
С лиц, не подлежавших по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Красную Армию, надбавка взималась в следующих размерах (в процентах к окладу подоходного налога): с рабочих и служащих с месячным заработком от 300 до 500 руб.—50, с месячным заработком от 500 до 600 руб.— 75 и с месячным заработком свыше 600 руб.— 100, со всех других плательщиков подоходного налога независимо от размера их доходов — в размере 100. Рабочие и служащие с заработком до 300 руб. в месяц от уплаты надбавки освобождались. Лнца, подлежащие по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Красную Армию, но не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали временную надбавку к подоходному налогу в следующем размере: рабочие и служащие при месячном заработке до 300 руб.—100%, при месячном заработке от 300 до 500 руб.— 150% и при месячном заработке свыше 500 руб.—200%; остальные лица, не работающие по найму, в размере — 200% оклада подоходного налога.
Учитывая потребности финансирования войны и необходимость сокращения Других затрат, не имеющих неотложного зна-че,ння, в 1941 г. было решено 75% средств, собранных путем самообложения па селе, передавать в местный бюджет для финансирования социально-культурных мероприятий, что дополнительно высвободило некоторые бюджетные суммы на нужды обороны.
Военная обстановка требовала расширения круга плательщиков налогов, более полного учета их семейного положения. Довоенная система налогов не отвечала полностью этим потребностям. В частности, плательщиками налогов были лишь граждане, имеющие самостоятельные источники доходов. Сельскохозяйственный палог не учитывал числа трудоспособных в крестьянском хозяйстве. Круг налогоплательщиков сильно сокращался из-за многочисленных налоговых льгот. Кроме того, довоенные налоги не позволяли в достаточной мере учесть рыночные доходы. Между тем в связи с сокращением объема государственно-кооперативной торговли на первом зтапе воины доходы зтого рода в результате роста рыночных цен быстро увеличивались. Необходимо было внести изменения в действовавшие до войны налоги и вверти на время войны дополнительный налог. Это и было сделано.