С 1942 г. был введен военный налог с одновременной отменой временной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам.
Плательщиками военного налога являлись все граждане города и села, достигшие 18-летиего возраста, за исключением: а) военнослужащих рядового, младшего командного я младшего начальствующего состава всех родов войск; б) военнослужащих среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящихся в действующей Красной Армни, действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках; в) членов семей военнослужащих, получающих пособие от государства; г) инвалидов I и II групп инвалидности; д) пенсионеров и граждан преклонного возраста: мужчин — в возрасте 60 лет и старше, женщин — 55 лет и старше, если они не имеют дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников дохода.
Таким образом, военный налог, распространявшийся на городское и сельское население, взимался как с граждан, получающих самостоятельные доходы, так и с граждан, самостоятельных источников дохода не имеющих (с иждивенцев). Круг лиц, освобождаемых от военного налога, был значительно уже, чем по подоходному и сельскохозяйственному налогам. В част-
ности, военнослужащие тыловых (не входящих в состав действующих армий и флота) частей и учреждений, освобожденные от подоходного и сельскохозяйственного налогов, входили в круг плательщиков военного налога. В результате число плательщиков этого налога намного превышало число плательщиков подоходного и сельскохозяйственного налогов, вместе взятых. Это является одним нз моментов, обусловливавших более крупные поступления по военному налогу сравнительно с общей суммой поступлений по всем другим налогам, уплачиваемым населением. Так, в 1944 г. из 37,2 млрд, руб., поступивших по государственным налогам с населения, военный палог дал 28 млрд. руб. С введением военного налога достигалось более широкое участие населения в финансировании военных затрат.
Вторая важнейшая особенность военного налога заключалась в том, что в- его пострвении были применены элементы подушного обложения. Как уже отмечалось, граждане СССР включались в число плательщиков военного налога не на основании того, каковы источники их доходов и имеют ли они вообще самостоятельные источники доходов, а. по возрастному признаку. Такой подушный признак определения состава плательщиков налога значительно упрощал его взимание. Следует отметить, что включение в состав плательщиков налога граждан, не имеющих самостоятельных источников дохода, могло сыграть известную роль в качестве одного из моментов, стимулирующих поступление на работу лиц, ранее состоявших на иждивении своих родственников.
Элементы подушного обложения в военном налоге выражались также в том, что налог этот на селе исчислялся и взимался не с хозяйства (крестьянского двора) в целом, а с каждого члена хозяйства (члена семьи) в отдельности. Очевидно, что это требовало установления ставок налога с сельскохозяйственного населения не в процентах к доходу хозяйства, а в твердых ставках, так как определить, какая часть общего дохода хозяйства (двора) может быть признана в качестве дохода отдельного члена хозяйства (двора), представлялось невозможным.
Частичное использование в военном налоге элементов подушного обложения вовсе не означает, что налог этот был построен по принципу подушного обложения. Ставки военного налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов в такой степени, что нельзя было рассматривать этот налог как подушный. Военный налог был в основном налогом подоходным.
Рабочие, служащие и приравненные к ним лица облагались военным налогом раздельно по источникам доходов (от основной работы и работы по совместительству) по .ступенчатой шкале ставок: от 10 руб. в месяц при годовом заработке в пределах до 1800 руб. и до 225 руб. в месяц при годовом заработке свыше 24 тыс. руб. Необлагаемого минимума не было, что значительно расширяло круг плательщиков налога по сравнению с подоходным налогом. Общая сумма удержаний по военному налогу по всем источникам доходов не должна была превышать 2700 руб. в год.
Ставки военного налога для колхозников и единоличников были установлены в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи), В этих пределах средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливались совнаркомами союзных республик, а ставки для районов — исполкомами краевых и областных Советов депутатов трудящихся в зависимости от экономических особенностей каждого района. Исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было предоставлено также право в исключительных случаях повышать или понижать на 50% районные ставки налога для отдельных селений, в зависимости от расстояния этих селений от рынков сбыта и средних размеров доходов их граждан, получаемых от продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках.
Следовательно, за основу при определении размера военного иалога принимался не доход каждого хозяйства, а средняя доходность по всему району или в исключительных случаях по, данному селению в целом. Такое построение ставок военного налога с колхозников и единоличников не только не ослабляло, но, напротив, усиливало стимулы к увеличению доходов каждого хозяйства, в том числе и посредством расширения продажи сельскохозяйственной продукции на колхозных рынках.
Со всех других граждан (кроме колхозников, единоличников и лиц, работающих по найму), имеющих самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, военный налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих, но не менее исчисленной с них суммы подоходного налога за текущий год. Остальные граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода, уплачивали военный налог в размере 100 руб. в год.
В военном налоге была сохранена также .указанная выше главная особенность временной надбавки к подоходному налогу с населения: граждане (кроме инвалидов войны), подлежащие по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Красную Армию, но не призванные или не мобилизованные уплачивали военный налог по установленным для соответствующей группы плательщиков налога ставкам с повышением исчисленной с них суммы налога на 50%, Это повышение не распространялось на инвалидов войны.
За 1942—1945 гг. по военному налогу в государственный бюджет поступило 72,1 млрд. руб. После окончания войны налог этот был отменен.