Перестройка кредитной системы началась с июня 1927 г. Основные изменения этой системы — в усилении регулирующей роли Государственного банка при сохранении за Наркомфином функций общего регулирования, на Государственный банк возлагались функции непосредственного руководства деятельностью всех кредитных учреждений; в размежевании функций отдельных банков при усилении роли Государственного банка как органа краткосрочного кредита; в размежевании клиентов между банками: каждый клиент, как правило, должен был пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства только в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности.
В дальнейшем эти принципы организации кредитной системы были развиты и углублены. Первенствующее значение имело улучшение организации финансирования капитальных вложений и долгосрочного кредитования.
Расширение капитального строительства и удлинение сроков, на которые должны были отпускаться ссуды для финансирования капитальных вложений, настоятельно требовали выделения средств для этих вложений, четкого разграничения операций долгосрочного и краткосрочного кредитования и источников средств, за счет которых должны были производиться эти операции.
Для удовлетворения промышленного капитального строительства в средствах еще в ноябре 1924 г. комиссия ВСНХ, впоследствии преобразованная в Особое совещание по восстановлению основного капитала при Президиуме ВСНХ (ОСВОК), выдвинула идею организации специального фонда долгосрочного кредитования промышленности—«промфонда». Задачи этого фонда состояли в следующем: восстановление и расширение основного капитала; производительное использование средств промышленности для дальнейшего ее расширения, правильное распределение высвобождающихся средств между различными отраслями промышленности в зависимости от их значения и финансового положения; организация финансирования и долгосрочного кредитования важнейших отраслей промышленности.
«Промфоед» должен был состоять из капитала специального назначения и заемных средств, первый — из безвозвратных поступлений: отчислений от прибылей промышленности (не менее 25%), от реализации неликвидных имуществ промышленности (в размере 50%), из безвозвратных бюджетных ассигнований, процентов на капитал «промфонда» и пр. В заемные средства должны были быть включены отчисления от капиталов промышленности (амортизационного — в размере 25%, резервного — 50%), помещаемые либо в облигационный заем Промбанка, либо в долгосрочные вклады предприятий — по указанию ВСНХ возвратные бюджетные ассигнования; долгосрочные ссуды Госбанка; специальные займы. Фонд должен был находиться в ведении ВСНХ и в оперативном распоряжении Промбанка.
Проект создания «промфонда» встретил решительнее возражение со стороны Наркомата финансов, который указывал, что в основе этого проекта лежит стремление противопоставить промышленность всему народному хозяйству и игнорирование различий в самой промышленности, что перераспределением средств для капитальных вложений должен заниматься госбюджет и создание новой инстанции в этом деде излишне.
Весной 1925 г., когда наблюдался значительный рост текущих счетов в банках, возникла идея использования займов для долгосрочного кредита. Выпущенный но постановлению ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1925 г. Заем хозяйственного восстановления должен был антиципировать бюджетные выдачи промышленности. Однако расчеты на дальнейший быстрый рост текущих счетов и вкладов в банках, как уже было выше показано не оправдались. Неверным оказалось и предположение, что само развитие долгосрочного кредита будет способствовать росту текущих счетов, поскольку полученные посредством этого кредита средства расходуются не сразу, а постепенно.
Недостаток кредитных ресурсов заставил провести в 1926 г своеобразную операцию санирования: предприятия, получавшие облигации займа от Наркомфнна, передавали их Госбанку, а последний списывал соответствующие суммы задолженности предприятии. С 1 октября 1926 г. реализация займа была прекращена, а выданные предприятиями Наркомфину обязательства заменены обязательствами на имя Госбанка. На всю сумму выданных Госбанком ссуд в счет займа Наркомфин передал Госбанку облигации займа. Таким образом, ссуды под залог облигаций Займа хозяйственного восстановления были превращены в ссуды Госбанка, расчеты предприятий с госбюджетом по этому займу ликвидированы и сведены к расчетам между Наркомфином и Госбанком.
В марте 1926 г. для выдачи долгосрочных ссуд за счет бюджетных ассигнований, проведения контроля за использованием бюджетных вложений в основные фонды и за обеспечением возвратности ссуд в составе Промбанка был организован Отдел долгосрочного кредитования (ОДК). Однако деятельность атого отдела оказалась малоэффективной, так как он не охватывал всех долгосрочных вложений в промышленность и ие располагал самостоятельностью. Промбанк продолжал заниматься краткосрочными кредитными операциями, что ослабляло его вникание к вопросам капитальных вложений. На 1 октября 1927 г. задолженность по краткосрочным кредитам, выданным Промбанком, составляла 304 млн, руб., а по долгосрочным — 141 млн., в том числе по балансу ОДК — 133 млн, руб. Следовательно, эа счет Других, кроме бюджетных ассигнований, источников Промбанк выдал долгосрочные кредиты всего лишь на 8 млн. руб., хотя на текущих счетах и вкладах в этом банке было более 131 млн, руб. Очевидно, что размер операций Промбанка по долгосрочному кредитованию ие соответствовал тем ресурсам, которыми он располагал.
Задачи борьбы против распыления средств, за усиление контроля в области капитальных вложений потребовали более коренной перестройки работы Промбанка. В феврале 1928 г. Промбанк и Электробанк были преобразованы и объединены в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК). Все краткосрочные операции Промбанка и Электробанка были полностью переданы Государственному банку. Функции БДК ограничивались исключительно долгосрочным кредитованием и финансированием". В течение 1928 и 1929 гг. усиливались долгосрочные в сокращались краткосрочные операции коммунальных, кооперативных и сельскохозяйственных банков. В целом это был процесс размежевания функций долгосрочных вложений и краткосрочного кредитования с концентрацией последнего в Госбанке. Удельный вес Госбанка СССР в краткосрочных кредитных вложениях под-нился с 57% на 1 октября 1926 г. до 77% на 1 октября 1929 г.
Одновременно в ряде отраслей хозяйства вводились новые формы расчетов и кредитования, принимались меры к усилению и укреплению, кредитного планирования, а также проводились другие мероприятия, совращавшие или даже полностью устранявшие потребность во взаимном коммерческом кредитовании хозяйственных органов: организация внутрисиндикатских расчетов, устранявших в значительной степени необходимость векселей; развитие чекового оборота; внедрение так называемых син-дикатских кредитов (прямое банковское кредитование без использования векселей или под покупательские и соло-векселя). На 1 октября 1929 г. в составе краткосрочных кредитных вложений Госбанка СССР (4130 млн. руб.) вексельные ссуды составляли 41,3% (1715 млн, руб.), а подтоварные и произворственно-целе-вые —56% (2309 млн. руб.). По сравнению с данными на 1 октября 1925 г. задолженность банку по вексельным ссудам выросла в 2,3 раза, по подтоварным — почти в 2,5, по производственно-целевым — в 6,1 раза. В оборотных средствах промышленных предприятий группы «Б» (производство предметов потребления), подведомственных ВСНХ, удельный вес банковского кредита повысился с 10% на 1 октября 1926 г. до 26% на 1 октября 1929 г., а удельный вес других заемных средств, т. е. главным образом взаимного коммерческого кредитования, снизился с 41 до 35% 24. Как видно из этих данных, доля собственных оборотных средств у промышленных предприятий снижалась.
В основе всех этих мероприятий, подготовляющих условия для успешного проведения кредитной реформы в 1930—1931 гг., лежало укрепление планового начала в народном хозяйстве СССР, обеспеченное ростом и усилением социалистических элементов в борьбе с капиталистическими элементами, проведением плана социалистической индустриализации страны.