 |
 |
 |
 |
Фонд финансирования и кредитования жилищного строительства |
|
 |
|
 |
Рост промышленности, задачи повышения производительности труда и удовлетворения растущих потребностей трудящихся требовали усиления внимания к вопросам развертывания жилищного и коммунального хозяйства, далеко не удовлетворяющего потребности страны. В соответствии с резолюцией июльского (1926 г.) Пленума ЦК ВКП(б) был создан постоянный фонд финансирования и кредитования рабочего жилищного строительства (за счет бюджетных ассигнований, отчислений от прибыли хозорганов, отчислений от средств Госстраха, возврата ранее выданных ссуд и т. д.), усилены льготы и поощрения в области кооперативного рабочего строительства. В Цекомбаике был образован специальный фонд для кредитования коммунального хозяйства. Дальнейшему развертыванию товарооборота и усилению роли в нем кооперации содействовало создание при кооперативных банках фонда долгосрочного кредитования кооперации за счет ассигнований из государственного бюджета СССР и из ресурсов самой кооперации. Из этого фонда выдавались кооперативным организациям долгосрочные ссуды на капитальные затраты, увеличение оборотных средств и другие нужды. Вступление в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны и связанное с этим увеличение потребности в капитальных вложениях поставили остро вопрос о порядке бюджетного финансирования государственной промышленности и других отраслей государственного хозяйства. В первое время в качестве главной применялась кредитная форма предоставления средств на капитальные вложения, в связи с чем сильно увеличивались объем долгосрочных ссуд и их удельный вес во всех кредитных вложениях. Банковские ресурсы (основные фонды банков, средства на текущих счетах и пр.) в долгосрочных кредитах играли сравнительно небольшую роль: на 1 октября 1928 г. из 4144 млн. руб. долгосрочных кредитных вложений на их долю приходилось 1060 млн. руб., или-26%. Почти половина долгосрочных ссуд (1885 млн. руб., или 45%) выдавалась за счет бюджетных средств, остальная часть — за счет целевых долгосрочных вкладов предприятий, хозяйственных организаций и ведомств. В июне 1927 г. ВСНХ и НКФ СССР было предложено разработать и представить свои соображения о принципах определения возвратности или безвозвратности бюджетного финансирования. Возвратные ссуды допускались лишь в виде исключения, когда недостаток оборотных средств оказывался обусловленным причинами преходящего характера или при наличии высокой рентабельности данной отрасли промышленности. При этом возвратные ссуды должны были возвращаться не в бюджет^ а зачисляться в собственные фонды Промбанка. В противоположность этому работники Наркомфина защищали принцип возвратности бюджетного финансирования промышленности и допускали безвозвратные ассигнования лишь на покрытие убытков и на образование уставных фондов. Против безвозвратного финансирования выдвигались два основных возражения: 1) оно нарушает правильную калькуляцию, затрудняет определение финансовой эффективности капитальных вложений, ослабляет борьбу за рациональное использование средств, может привести к оседанию излишних средств и к бесхозяйственности, породить финансовую и коммерческую безответственность предприятий; 2) оно резко ослабляет перераспределительные функции и возможности бюджета, а вместе с тем и бюджетный контроль, участие финансовых органов в планировании финансового хозяйства промышленности. Противники возвратного финансирования указывали, что: 1) рентабельность не является главным принципом советского капитального строительства, поэтому установление процентов на средства, передаваемые для капитальных вложение, не имеет значения; 2) возвратное финансирование лишь усложняет взаимоотношения промышленности с бюджетом, так как при нем прибыль передается в бюджет и в форме процентов, и в форме отчислений от прибылей, тогда как можно ограничиться лишь одной формой — отчислениями. По сути дела вопрос о возвратности или безвозвратности бюджетного финансирования имел более глубокое содержание и далеко не исчерпывался указанными выше соображениями. Последовательное проведение принципа возвратности бюджетных ассигнований должно было либо породить несоответствие условий деятельности новых (включая реконструированные) и старых предприятий, либо потребовать пересмотра взаимоотношений государства со старыми, уже действовавшими предприятиями; Очевидно, что основные и оборотные средства, имеющиеся у старых (действовавших) предприятий, были такой же собственностью государства, как и те новые средства, за счет которых государство строило новые (или заново реконструировало старые) предприятия и наделяло их оборотными средствами при вводе в действие. Передача новых средств на основах возвратности, т. е. в кредитной форме, требующей особых отчислений на возврат ссуды и уплату по ней процентов, ставила бы новые и реконструированные предприятия в менее выгодные условия по сравнению со старыми предприятиями, в свое время наделенными основными и оборотными средствами. Уравнение условий предполагало бы установление кредитных отношений между государством и его предприятиями также и в части, касающейся всех ранее переданных средств. Кредитная форма возвратности при ее логическом развитии требует, чтобы предприятию было предоставлено право отчуждения имеющихся у него материальных ценностей б зависимости от того, как складываются его кредитные обязательства, и чтобы оно в части распределения его прибылей имело бы заранее ограниченные обязательства по отношению к государству, обладало полным правом распоряжаться всей остающейся после выполнения этих обязательств частью прибыли. Не случайно, что в первые годы нэпа возвратная форма бюджетных ассигнований получила широкое применение, хотя и тогда кредитная форма этой возвратности также была в ряде случаев фиктивной. По мере усиления планового начала реализация продукции госпредприятий все более подчиняется установленным планам распределения, которые заранее учитывают все основные потребности предприятий и источники удовлетворения этих потребностей. Очевидно, что в этих условиях предоставление предприятию права реализации его товарно-материальных ценностей в зависимости от состояния его кредитных обязательств столь Же нецелесообразно, сколь и оставление в распоряжении предприятия такой части его прибыли, которая превышает его плановые потребности. Развертывание капитального строительства вообще, рост капитальных вложений за счет бюджета, усиление планового начала, более полный охват им .всех сторон деятельности отдельных предприятий и всего народного хозяйства обусловливали все более широкое применение метода безвозвратного бюджетного финансирования государственных предприятий. На практике бюджетные ассигнования носили в большинстве случаев безвозвратный (с точки зрения непосредственной их возвратности) характер, даже и в тех случаях, когда они облекались в возвратную форму (ссуды за счет бюджета). В августе 1928 г. была проведена консолидация задолженности промышленности на 1 октября 1927 г. Задолженность разделили на возвратную и безвозвратную части бюджетных ассигнований К возвратным были отнесены вложения с высокой рентабельностью, причем учитывались соотношения собственных и заемных средств предприятия, перспективы его развития. В дальнейшей вопрос о возвратности или безвозвратности бюджетных ассигнований должен был решаться ежегодно при рассмотрении контрольных цифр развития народного хозяйства. В мае 1930 г. этот вопрос получил окончательное разрешение. ЦИК и СНК СССР постановили, что ассигнования по единому государственному бюджету на финансирование государственных, промышленных, торговых, транспортных и сельскохозяйственных предприятий являются безвозвратными, причем это правило было распространено и на ассигнования прошлых лет, о возвратности или безвозвратности которых не было решений правительства СССР или правительств союзных республик. |
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
 |