 |
 |
 |
 |
Усиление перераспределительной роли налогов в борьбе с частным капиталом |
|
 |
|
 |
Первенствующую роль в бюджетной мобилизации средств играли налоги и сборы. В целом по государственному и местным бюджетам поступления от налогов и сборов возросли с 2193 мли. руб. в 1925/26 г. до 6581 мли. руб. в 1929/30 г. Основными задачами налоговой политики Советского государства в тот период были: мобилизация средств для обеспечения высоких темпов социалистического строительства; регулирование накоплений; содействие борьбе за снижение цен, за укрепление кооперации, за вытеснение частника. Общая линия Коммунистической партии и Советской власти в налоговой политике заклкН чалась в содействии укреплению и развитию социалистических форм хозяйства, росту благосостояния трудящихся города и деревни и в усилении обложения капиталистических элементов. Подавляющая доля налоговых поступлений приходилась на платежи государственных предприятий и организаций, главным образом промышленности. Налоговые платежи государственных предприятий и организаций поступали в основном в форме акцизов, промыслового и подоходного налогов, а кооперативных предприятий и организаций — в виде промыслового и подоходного налогов Основными налоговыми платежами населения являлись подоходный, сельскохозяйственный и промысловый налоги. Неуклонный рост обобществленного хозяйства и вытеснение из сферы производства и обращения капиталистических элементов систематически сокращали долю национального дохода, присваиваемую ими. Уже в 1927/28 г. доля кулаков и городских капиталистов в национальном доходе составляла лишь 8,1 %, а в 1929/30 г. сократилась до 1,8%. Результатом этого процесса, а также освобождения от налогов деревенской бедноты и маломощных крестьянских хозяйств при одновременном снижении налогов, уплачиваемых середняками и трудящимися городов, явилось падение удельного веса налоговых поступлений по платежам частных хозяйств и населения, несмотря на усиление обложения капиталистических элементов. В 1926 г. система подоходного обложения городского населения подверглась коренным изменениям: было устранено деление подоходного налога на основной (классный) н дополнительный (прогрессивный); введено обложение по совокупному доходу (кроме доходов рабочих и служащих); усилена прогрессия ставок подоходного налога и повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих с 75 до 100 руб. в месяц; установлено дополнительное обложение капиталистических элементов налогом на сверхприбыль. Введение обложения по совокупному доходу, а не по отдельный источникам доходов уже само по себе означало значительное усиление дифференциации налога. При прогрессивном построении ставок плательщик налога обязан уплатить со всей суммы доходов больше, чем в том случае, если бы налог исчислялся и взимался по каждому отдельному источнику его доходов, так как в нервом случае применяется более высокая ставка налога. Сохранение для рабочих и служащих старого порядка исчисления и взимания налога (по каждому получаемому доходу в отдельности) означало на деле расширение льгот для этой категории плательщиков. Усиление прогрессии обложения достигалось также путем распределения плательщиков на отдельные группы (расписания), для которых устанавливались различные ставки налога. К первому расписанию относились рабочие, служащие и кооперированные кустари и ремесленники; ставка налога здесь колебалась (в зависимости от размера дохода) от 0,7 до 30%; необлагаемый минимум (по первому поясу) составлял 1 200 руб. в год. Второе расписание включало некооперированных кустарей и ремесленников, а также значительную часть лиц свободных профессий; налог с них взимался в размере от 2,5 до 35%; необлагаемый минимум составлял 800 руб.-в год. Наконец, к третьему расписанию относились лица с нетрудовыми доходами; ставки налога для них колебались от 3 до 54%, необлагаемого минимума не было. В результате произведенной перестройки число плательщиков подоходного налога уменьшилось с 2328 тыс. до 1369 тыс. человек, размеры налога с рабочих, служащих и кооперированных кустарей и ремесленников снизились (с 1,2 до 1,1%), для плательщиков второго расписания они остались почти без изменения, а в отношении лиц с нетрудовыми доходами — повысились с 7,9 до 10,1%. По материалам обследования, произведенного комиссией Совнаркома СССР. Одобрив мероприятия по усилению обложения частного капитала, XV партийная конференция указала на необходимость провести в жизнь ряд мер, которые, во-первых, обеспечили бы надежный учет деятельности частного капитала и, во-вторых, направляли бы последний в те отрасли народного хозяйства, где наиболее возможны регламентирование его деятельности, учет и обложение его прибылей. Осуществлению этого во многом содействовал налог на сверхприбыль, введенный в 1926 г. в Дополнение к подоходному налогу в целях борьбы со спекулятивным повышением цен. Налогом этим должен был облагаться прирост прибылей частных торговцев и промышленников но сравнению с предыдущим годом. Однако такое упрощенное определение спекулятивных прибылей частного капитала могло быть допущено лишь как временная мера. Общий прирост прибылей улавливался в известной мере и подоходным налогом, но прогрессия этого налога зависела только от общей абсолютной суммы доходов, тогда как задача заключалась в том, чтобы выделить особую их часть — прибыль от спекуляции — н обложить ее налогом на особых основаниях. Если в первом году введения налога были еще некоторые основания полагать, что прирост прибыли является результатом спекуляции, то не было уже никаких оснований в следующем году принимать всю прибыль предыдущего года за какую-то «нормальную». При таком подходе утрачивался всякий критерий сверхприбыли и, что самое главное, не ставились препятствия для увеличения спекулятивных прибылей. В 1927 г. сверхприбыль стала определяться как результат спекулятивного повышения накидок на себестоимость товаров или на их покупную цену, т. е, как превышение нормативно установленной прибыли. Размеры изъятия (от 6 до 50%) зависели от отношения сверхприбыли к «нормальной». Завышенные размеры «нормальной прибыли» (например, по Московской области — 16—-18%, Брянской — 23%) снижали эффективность налога и были затем уменьшены. Поступления по налогу на сверхприбыль составили: в 1927/28 г.— 21,7 млн. руб., в 1928/29 г.— 19,1 млн., в 1929/30 г.— 18,9 млн. руб. Дальнейшее уменьшение поступлений, отражавшее вытеснение частного капитала из всех отраслей хозяйства, привело к превращению налога (в 1934 г.) в надбавку к окладам подоходного налога для части плательщиков третьего расписания — владельцев торговых и промышленных предприятий, частных торговых посредников и т. п. В соответствии с директивами XV партийной конференции была подготовлена н в 1928 г. проведена реорганизация промыслового налога, которым облагались государственные, кооперативные и частные предприятия и личные промыслы. Реформа 1928 г.: ликвидировала патентный сбор и установила обложение налогом по оборотам текущего года, усилила дифференциацию ставок на% лога в зависимости от форм собственности и характера отрасли к которой относились облагаемые налогом предприятия (16 категорий) или личные промыслы (3 разряда); унифицировала в промысловом налоге надбавки к нему на местные нужды и налог на обращение ценностей; ввела централизованный порядок обложения социалистических предприятий и хозяйственных организаций. С ликвидацией патентного сбора объектом обложения промысловым налогом стало не предприятие, а его оборот. Тем самым внимание налогового аппарата было сосредоточено на проведении лучшего учета действительных оборотов и доходов предприятий. Регистрационное значение патентов возмещалось установлением обязательной регистрации всех предприятий и промыслов (в том числе и большинства освобожденных от промыслового налога), а авансовое значение патентного сбора — взиманием предварительных авансов в счет промыслового налога (до окончательного исчисления его размеров) при проведении указанной регистрации. Для мелких предприятий (личных промыслов), уплачивавших ранее только патентный сбор, промысловое обложение было сохранено, но не в процентах к обороту, а в твердых ставках. |
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
 |