До 1926 г. применялся натуральный способ выражения облагаемого дохода — в десятинах пашни или посева, весьма усложняло построение налога и затрудняло проведение принципа по-доходности. Увеличение же числа привлекаемых к обложению источников доходов делало такой способ выражения облагаемого дохода просто невозможным. Необходимо было перейти к денежному выражению облагаемого дохода. Так как указанные выше обстоятельства не позволяли определять фактические доходы от каждого объекта обложения в каждом индивидуальном крестьянском хозяйстве, то был применен нормативный метод определения облагаемого дохода в денежном его выражении — по специально устанавливаемым нормам доходности единицы каждого объекта обложения (десятины пашни или посева, головы скота и т. д.).
Переход к денежному выражению облагаемого дохода внес крупные изменения в построении налога, сделал его более понятным для крестьянства и более легким для налоговых работников. Отпала необходимость устанавливать для каждой области или губернии особые таблицы ставок. Бедняцкие хозяйства стали освобождаться от обложения не по размерам пашни (посева) и
количеству скота, а по совокупности облагаемого дохода от всех источников, что позволяло более точно учесть действительное положение этих хозяйств. Облегчалась также возможность правильного построения ставок налога, усиления их прогрессии, предоставления всякого рода льгот по налогу.
Один из недостатков прежней системы сельскохозяйственного налога состоял в том, что налог с бедняцких хозяйств исчислялся на общих основаниях и лишь нотой, в порядке льгот и скидок, хозяйства освобождались полностью или частично от налога. Такой порядок ае только усложнял работу, но и препятствовал последовательному проведению директив партии об освобождении бедноты от налога. По новому закону устанавливался дифференцированный по районам необлагаемый минимум дохода, приходящегося на душу в хозяйстве. В результате число полностью освобожденных от обложения хозяйств увеличилось с 5531 тыс. в 1925/26^ г. до 6711 тыс. в 1926/27 г. В десятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции в стране было повышено количество освобожденных от налога крестьянских хозяйств до 35%. Фактически в 1928/29 г, от налога были освобождены полностью 36,7% всех крестьянских хозяйств (в том числе по необлагаемому минимуму — 20% и по фонду скидок — 16,7%) и частично — 4,1% хозяйств.
Дифференциация обложения значительно усилилась. Однако в построении сельскохозяйственного налога и в практике его проведения имелись еще недостатки, особенно в определении облагаемого дохода. Проведенное в декабре 1927 г, обследование показало, что нормативно исчисленный доход оказался у бедняцких хозяйств выше, а у зажиточных и кулацких хозяйств намного ниже действительного. Основными причинами такого положения явились: 1) недостатки нормативного учета доходов, в частности применение для каждого района единой нормы доходности десятины посева, головы скота и т. п., тогда как фактическая их доходность у маломощных хозяйств часто была ниже, чем у зажиточных и кулацких, а также неточное установление норм доходности по отдельным источникам; 2) недоучет источников;
доходов, утайка их кулацкими элементами; 3) неравномерность привлечения к обложению нормативно исчисленного дохода от разных источников. Вопреки прямому указанию апрельского Пленума ЦК ВКП(б), менее всего облагались доходы от специальных отраслей сельского хозяйства и от неземледельческих заработков.
В 1928 г. на основе директив XV съезда партии была проведена реформа сельскохозяйственного налога. Основное ее содержание заключалось в следующем: 1) привлечение к обложению всех неземледельческих доходов, доходов от мелкого скота и специальных отраслей сельского хозяйства; 2) переход к обложению кулацких хозяйств в индивидуальном порядке по действительному (а не по нормативно установленному) доходу каждого кулацкого хозяйства; 3) установление в порядке общесоюзного законодательства для мощных хозяйств надбавок в размере от 5 до 25% к исчисленному доходу; 4) введение дифференцированных скидок с окладов сельхозналога коллективным хозяйствам (для товариществ по совместной обработке земли —20%, для сельскохозяйственных артелей —40%); 5) усиление налоговых льгот по техническим культурам в целях стимулирования развития сырьевой базы для промышленности п.
Общие размеры облагаемого дохода в 1928/29 г. по сравнению с 1927/28 г. увеличились на 17,6%, в том числе от основных отраслей сельского хозяйства — на 5,6, от неземледельческих заработков — на 96%. Для большего приближения нормативно исчисленного дохода к фактическим его размерам существенное значение имело более широкое применение принципа обложения полеводства не по пашне, а по посеву. Усилению подоходности и прогрессивности обложения содействовал также переход к исчислению налога по доходу не на едока, а на хозяйство (на Украине этот переход был осуществлен еще в 1926 г.).