Банки и финансы Белгорода > Финансы в период борьбы за индустриализацию > Перестройка кредитной системы

Перестройка кредитной системы


Перестройка кредитной системы началась с июня 1927 г. Основные изменения этой системы — в усилении регулирующей роли Государственного банка при сохранении за Наркомфином функций общего регулирования, на Государственный банк возлагались функции непосредственного руководства деятельностью всех кредитных учреждений; в размежевании функций отдель­ных банков при усилении роли Государственного банка как орга­на краткосрочного кредита; в размежевании клиентов между банками: каждый клиент, как правило, должен был пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные сред­ства только в одном определенном банке в соответствии с харак­тером своей организации и хозяйственной деятельности.
В дальнейшем эти принципы организации кредитной системы были развиты и углублены. Первенствующее значение имело улучшение организации финансирования капитальных вложений и долгосрочного кредитования.
Расширение капитального строительства и удлинение сроков, на которые должны были отпускаться ссуды для финансирования капитальных вложений, настоятельно требовали выделения средств для этих вложений, четкого разграничения операций долгосрочного и краткосрочного кредитования и источников средств, за счет которых должны были производиться эти опе­рации.
Для удовлетворения промышленного капитального строитель­ства в средствах еще в ноябре 1924 г. комиссия ВСНХ, впослед­ствии преобразованная в Особое совещание по восстановлению основного капитала при Президиуме ВСНХ (ОСВОК), выдвину­ла идею организации специального фонда долгосрочного креди­тования промышленности—«промфонда». Задачи этого фонда состояли в следующем: восстановление и расширение основного капитала; производительное использование средств промышлен­ности для дальнейшего ее расширения, правильное распределе­ние высвобождающихся средств между различными отраслями промышленности в зависимости от их значения и финансового положения; организация финансирования и долгосрочного креди­тования важнейших отраслей промышленности.
«Промфоед» должен был состоять из капитала специального назначения и заемных средств, первый — из безвозвратных по­ступлений: отчислений от прибылей промышленности (не менее 25%), от реализации неликвидных имуществ промышленности (в размере 50%), из безвозвратных бюджетных ассигнований, процентов на капитал «промфонда» и пр. В заемные средства долж­ны были быть включены отчисления от капиталов промышлен­ности (амортизационного — в размере 25%, резервного — 50%), помещаемые либо в облигационный заем Промбанка, либо в дол­госрочные вклады предприятий — по указанию ВСНХ возврат­ные бюджетные ассигнования; долгосрочные ссуды Госбанка; специальные займы. Фонд должен был находиться в ведении ВСНХ и в оперативном распоряжении Промбанка.
Проект создания «промфонда» встретил решительнее возра­жение со стороны Наркомата финансов, который указывал, что в основе этого проекта лежит стремление противопоставить промышленность всему народному хозяйству и игнорирование раз­личий в самой промышленности, что перераспределением средств для капитальных вложений должен заниматься госбюджет и со­здание новой инстанции в этом деде излишне.
Весной 1925 г., когда наблюдался значительный рост теку­щих счетов в банках, возникла идея использования займов для долгосрочного кредита. Выпущенный но постановлению ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1925 г. Заем хозяйственного восстанов­ления должен был антиципировать бюджетные выдачи промыш­ленности. Однако расчеты на дальнейший быстрый рост текущих счетов и вкладов в банках, как уже было выше показано не оправдались. Неверным оказалось и предположение, что само раз­витие долгосрочного кредита будет способствовать росту текущих счетов, поскольку полученные посредством этого кредита сред­ства расходуются не сразу, а постепенно.
Недостаток кредитных ресурсов заставил провести в 1926 г своеобразную операцию санирования: предприятия, получавшие облигации займа от Наркомфнна, передавали их Госбанку, а по­следний списывал соответствующие суммы задолженности пред­приятии. С 1 октября 1926 г. реализация займа была прекра­щена, а выданные предприятиями Наркомфину обязательства заменены обязательствами на имя Госбанка. На всю сумму вы­данных Госбанком ссуд в счет займа Наркомфин передал Гос­банку облигации займа. Таким образом, ссуды под залог облига­ций Займа хозяйственного восстановления были превращены в ссуды Госбанка, расчеты предприятий с госбюджетом по этому займу ликвидированы и сведены к расчетам между Наркомфином и Госбанком.
В марте 1926 г. для выдачи долгосрочных ссуд за счет бюд­жетных ассигнований, проведения контроля за использованием бюджетных вложений в основные фонды и за обеспечением воз­вратности ссуд в составе Промбанка был организован Отдел долгосрочного кредитования (ОДК). Однако деятельность атого отдела оказалась малоэффективной, так как он не охватывал всех долгосрочных вложений в промышленность и ие располагал самостоятельностью. Промбанк продолжал заниматься кратко­срочными кредитными операциями, что ослабляло его вникание к вопросам капитальных вложений. На 1 октября 1927 г. задол­женность по краткосрочным кредитам, выданным Промбанком, составляла 304 млн, руб., а по долгосрочным — 141 млн., в том числе по балансу ОДК — 133 млн, руб. Следовательно, эа счет Других, кроме бюджетных ассигнований, источников Промбанк выдал долгосрочные кредиты всего лишь на 8 млн. руб., хотя на текущих счетах и вкладах в этом банке было более 131 млн, руб. Очевидно, что размер операций Промбанка по долгосрочному кредитованию ие соответствовал тем ресурсам, которыми он рас­полагал.
Задачи борьбы против распыления средств, за усиление конт­роля в области капитальных вложений потребовали более коренной перестройки работы Промбанка. В феврале 1928 г. Промбанк и Электробанк были преобразованы и объединены в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электро­хозяйства (БДК). Все краткосрочные операции Промбанка и Электробанка были полностью переданы Государственному банку. Функции БДК ограничивались исключительно долгосрочным кре­дитованием и финансированием". В течение 1928 и 1929 гг. усиливались долгосрочные в сокра­щались краткосрочные операции коммунальных, кооперативных и сельскохозяйственных банков. В целом это был процесс раз­межевания функций долгосрочных вложений и краткосрочного кредитования с концентрацией последнего в Госбанке. Удельный вес Госбанка СССР в краткосрочных кредитных вложениях под-нился с 57% на 1 октября 1926 г. до 77% на 1 октября 1929 г.
Одновременно в ряде отраслей хозяйства вводились новые формы расчетов и кредитования, принимались меры к усилению и укреплению, кредитного планирования, а также проводились другие мероприятия, совращавшие или даже полностью устра­нявшие потребность во взаимном коммерческом кредитовании хозяйственных органов: организация внутрисиндикатских расче­тов, устранявших в значительной степени необходимость вексе­лей; развитие чекового оборота; внедрение так называемых син-дикатских кредитов (прямое банковское кредитование без исполь­зования векселей или под покупательские и соло-векселя). На 1 октября 1929 г. в составе краткосрочных кредитных вложений Госбанка СССР (4130 млн. руб.) вексельные ссуды составляли 41,3% (1715 млн, руб.), а подтоварные и произворственно-целе-вые —56% (2309 млн. руб.). По сравнению с данными на 1 октября 1925 г. задолженность банку по вексельным ссудам выросла в 2,3 раза, по подтоварным — почти в 2,5, по производ­ственно-целевым — в 6,1 раза. В оборотных средствах промыш­ленных предприятий группы «Б» (производство предметов по­требления), подведомственных ВСНХ, удельный вес банковского кредита повысился с 10% на 1 октября 1926 г. до 26% на 1 ок­тября 1929 г., а удельный вес других заемных средств, т. е. глав­ным образом взаимного коммерческого кредитования, снизился с 41 до 35% 24. Как видно из этих данных, доля собственных оборотных средств у промышленных предприятий снижалась.
В основе всех этих мероприятий, подготовляющих условия для успешного проведения кредитной реформы в 1930—1931 гг., лежало укрепление планового начала в народном хозяйстве СССР, обеспеченное ростом и усилением социалистических элементов в борьбе с капиталистическими элементами, проведением плана социалистической индустриализации страны.