 |
 |
 |
 |
Сабботаж в Государственном банке |
|
 |
|
 |
Для пресечения контрреволюционного саботажа 20 ноября в Государственный банк был введен вооруженный отряд солдат и матросов под руководством временного заместителя народного комиссара финансов В, Р. Менжинского8. Среди банковских служащих наметился перелом. Так, счетчики, ранее примыкавшие к саботажникам, заявили В. Р. Менжинскому о своей полной поддержке и повели агитацию за возвращение на работу среди служащих других государственных учреждений. 21 ноября Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), обсудив доклад В. Р. Менжинского, предложил Совету Народных Комиссаров принять самые энергичные меры для немедленной ликвидации саботажа контрреволюционеров Госбанка и призвал всех остальных служащих, верных делу народа, оказать Советской власти всестороннее содействие в деле обеспечения государственной работы необходимыми денежными средствами. На основании этого постановления из Госбанка и Министерства финансов в последующие дни был уволен ряд высших чиновников, во главе Госбанка поставлен главный комиссар на правах управляющего банком. В ответ на эти меры высшие банковские чиновники объявили забастовку и разошлись, захватив с собой ключи от денежных касс, сейфов и шкафов с документами. Однако мелкие служащие банка отказались примкнуть к забастовщикам, а взамен ушедших на работу в Госбанке было привлечено более 200 новых сотрудников из числа рабочих, солдат и мелких служащих других кредитных учреждений. В создавшихся условиях не было никакой возможности обеспечить соблюдение всех сложных формальностей ври выдаче де- нег из Госбанка. 30 ноября Совнарком вынужден был поэтому предоставить главному комиссару Госбанка право временно, в течение трех дней, выдавать из Петроградской конторы Госбанка денежные средства предприятиям и учреждениям на заработную плату, а также Совнаркому в счет установленного ранее аванса, «не проводя до восстановления всех операций банка, таких выдач по книгам конторы и замещая в оборотной кассе документами соответствующее количество денежных знаков». В результате в этот день Совнарком получил из Госбанка для своих расходов первые 5 млн. руб. 4 декабря ВЦИК для контроля над расходованием денежных сумм по ордерам Совнаркома создал финансовую комиссию. Все это со всей очевидностью показывает лживость распускавшихся буржуазной печатью утверждений, будто бы Советская власть бесконтрольно распоряжалась ресурсами банка. Так, опираясь на мелких служащих и на привлекаемые новые кадры из числа рабочих, возвращающихся с фронтов солдат и матросов, контрреволюционный саботаж банковских чиновников удалось преодолеть, К 22 декабря 1917 г. центральный аппарат Государственного банка в основном был укомплектован. На работу в этом аппарате вернулось до 400 бывших служащих банка и было принято новых 650 человек. Работа банка успепщо налаживалась и стала протекать нормально. Прежде всего были возобновлены кассовые операции по приему и выдаче денег, причем заявки на отпуск средств в первое время принимались только от государственных учреждений, банков и рабочих делегаций. Удовлетворялись в первую очередь заявки на нужды армии, госпиталей и на выдачу заработной платы рабочим, во вторую очередь — на продовольственные и дровяные заготовки и на выдачу заработной платы служащим государственных учреждений. В декабре начали поступать вклады н стали производиться переводные, а затем и ссудные операции. По прямым указаниям В. И. Ленина над выдачей денег из Госбанка был установлен строжайший контроль. В частности, были введены обязательная проверка и подтверждение руководителями фабрично-заводских комитетов и других общественных организаций подлинности и законности документов, выписываемых на банк предприятиями и учреждениями. Для усиления влияния трудящихся на работу банков Совнарком 15 декабря 1917 г. реорганизовал учетно-ссудные комитеты при конторах и отделениях Государственного банка. В состав этих комитетов были введены комиссары контор и отделений Государственного банка и делегаты Советов депутатов, число которых должно было в 2 раза превышать число представителей от торговцев, промышленников и сельских хозяев. В тех же целях в начале 1918 г. был изменен состав Совета Государственного бан- ка, а в феврале 1918 г. учрежден Центральный учетно-ссудный комитет для усиления контроля за выдачей ссуд, для централизации этого дела. При этом указывалось, что «всякое финансирование предприятие может производиться только через Центральный учетно-ссудный комитет и никакое другое учреждение и ведомство не имеет права выдавать авансы и ссуды помимо Центрального учетно-ссудного комитета» '°. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля над финансовой стороной деятельности предприятий. Контроль снизу, со стороны фабрично-заводских комитетов и других общественных организаций, стал дополняться и подкрепляться контролем сверху — со стороны Государственного банка. Под контроль фабрично-заводских комитетов ставилось как получение предприятиями всех денежных сумм, так и расходование всех денежных средств предприятием. Органы рабочего контроля должны были добиваться, чтобы на текущих счетах предприятий всегда имелись суммы, достаточные для обеспечения бесперебойной деятельности предприятий, а также не допускать расходов, незаконных и вредных с точки зрения интересов данного предприятия и всего народного хозяйства. Большую роль в организации финансов на новых основах сыграло создание в декабре 1917 г. Высшего Совета Народного Хозяйства {ВСНХ) — первого органа народнохозяйственного планирования и общехозяйственного руководства. Народный комиссар финансов входил в состав коллегии (пленума) ВСНХ. Наряду с другими в составе ВСНХ были образованы Отдел государственного хозяйства и , банков и Отдел хозяйственной политики, ведавшие финансовыми вопросами Одновременно с ликвидацией контрреволюционного саботажа в центральных органах проводились работы по созданию местных советских финансовых органов, С конца декабря 1917 г. губернским и уездным исполнительным комитетам рекомендовалось в первую очередь создавать отделы управления, финансовый и совет народного хозяйства. К III Всероссийскому съезду Советов из 317 местных Советов, представленных на этом съезде, большинство уже имели свои финансовые отделы. Проведение рабочего контроля над производством и обращением, слом контрреволюционного саботажа чиновников, создание и упрочение советских органов государственной власти и государственного управления были непременной предпосылкой революционных мероприятий по социалистическому преобразованию экономических отношений. Главнейшими мероприятиями Великой Октябрьской социалистической революции в области финансов, направленными на социалистическое преобразование экономических отношений, явились национализация банков, аннулнрование государственных займов, заключенных правительствами российских помещиков я российской буржуазии, введение государственного социального страхования, государственной монополии страхового дела и валютной монополии. Наряду с этим в целях подрыва той силы, которая сосредоточилась в руках эксплуататорских классов в разных финансовых формах, и превращения финансов, денег, кредита в орудия социалистического строительства были использованы контрибуции с имущих классов, проведены ограничения для богатых права распоряжаться наличными денежными суммами, текущими счетами и вкладами. Были приняты меры к оздоровлению денежного обращения и созданию основ советского государственного бюджета. |
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
 |