Среди завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции огромное значение имеют государственное социальное страхование и социальное обеспечение трудящихся.
В дореволюционной России социальное страхование было введено лишь н 1912 г., но в весьма ограниченных размерах. Оно распространялось на небольшую часть пролетариата — не более 10% общего числа рабочих и служащих, касалось только утраты трудоспособности, вызванной несчастным случаем при работе.
Страхования по инвалидности, старости, безработице, профессиональным заболеваниям не было. Большая часть расходов по социальному страхованию возлагалась на самих рабочих и служащих, чем урезывалась и без того их низкая заработная плата. Размеры пособий и пенсий были очень далеки от прожиточного минимума, составляли от 25 до 50% заработной платы и выдавались в течение весьма коротких сроков. В страховых органах хозяйничали представители капиталистов; самоуправления страхующихся не было.
В резолюции, принятой Пражской конференцией, партия большевиков подвергла уничтожающей критике царские «страховые законы», разоблачила действительные намерения правительства и капиталистов, выработала боевую программу рабочего класса в области социального страхования 13. Осуществить эту программу могла лишь победившая социалистическая революция.
Основы намечаемого к введению социального страхования изложены в правительственном сообщении от 14 ноября 1917 г.; это распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость, материнство), а также на случаи вдовства, сиротства, безработицы; возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей; возмещение полного заработка в случае безработицы и утраты трудоспособности; полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях ".
Впредь до преобразования социального страхования на этих основах Советское правительство в ноябре 1917 г. вдвое увеличило размеры пенсий по несчастным случаям, распространило закон о социальном страховании на солдат, командированных на работу в предприятия, и обязало предпринимателей бесплатно передать больничным кассам все лечебные учреждения предприятий либо (если таких учреждений не было или они не отвечали своему назначению) выделить больничной кассе средства на оборудование лечебных учреждений из расчета одна общая койка на 100 рабочих и одна родильная койка на 100 работниц. Для контроля за обеспечением рабочих пенсиями и пособиями в страховые товарищества были назначены комиссары, которые, преодолевая саботаж членов правлений и служащих этих товариществ, шаг за шагом брали в свои руки управление их делами.
В Декабре 1917 г. были утверждены и введены в действие подробные правила двух наиболее важных для трудящихся видов страхования — по безработице и болезни. Оба вида страхования охватывали всех лиц, заработная плата которых ее превышала в три или более раза средний заработок рабочих данной .местности, а по решению Страхового совета страхование на случай болезни могло распространяться также на кооперированных и некооперированных кустарей и ремесленников, работающих самостоятельно, без применения наемного труда, и на беднейших крестьян. Вводилось широкое самоуправление застрахованных, первичными органами которого были кассы безработных н больничные кассы. Для руководства делом страхования в губерниях и областях создавались страховые присутствия, возглавляемые Страховым советом при Народном комиссариате труда. В состав страховых присутствий входили представители страховых и больничных касс, советов профсоюзов, фабрично-заводских и сельских рабочих комитетов, местных органов народных комиссариатов труда и юстиции.
Страховые фонды вначале предполагалось создавать путем отчислений от прогрессивного налога на доходы, имущества и наследства. Временно, до введения указанного налога, было установлено взимание специальных взносов с нанимателей. В дальнейшем этот временный порядок был сохранен и распространен на все виды социального страхования. С августа 1918 г. обязательные взносы на социальное страхование были установлены для всех национализированных предприятий; суммы этих взносов включались в сметы расходов предприятий. В порядке страхования на случай болезни врачебная помощь (включая амбулаторное, санаторное и курортное лечение) оказывалась всем застрахованным — участникам больничных касс и членам их семей.
Советское государственное социальное обеспечение по своей природе чуждо элементам благотворительности и иодачек, которое свойственно государственному призрению инвалидов и нетрудоспособных, потерявших всякие средства к существованию, в условиях капитализма. Цель советского государственного социального обеспечения — не только оказывать помощь нетрудоспособным или временно впавшим в нужду, но прежде всего возвращать их к трудовой деятельности, а если это невозможно, то обеспечивать им надлежащий уровень существования и заботливый уход. Оно с самого начала своего существования было направлено против паразитизма и тунеядства, в каких бы формах они ни проявлялись.
Первыми мероприятиями Советской власти в области социального обеспечения были повышение размеров пособии инвалидам войны и труда, организация их трудового устройства и прекращение выдачи из средств казначейства крупных пенсий, установленных царским и Временным буржуазным правительствами для привилегированных лиц.
Принципиальные, коренные преобразования в области социального обеспечения нашли своё полное выражение в Положения о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Комиссаров 31 октября 1918 г. Вместе с тем следует иметь в виду, что иа содержание этого Положения наложили свой отпечаток условия иностранной военной интервенции и граждан-ской войны и вызванные ими мероприятия.
По этому Положению социальное обеспечение трудящихся включало » себя: 1) оказание всех видов врачебной, лекарственной и т. п. помощи нуждающимся в них лицам; 2} обеспечение лиц, временно утративших средства к существованию вследствие нетрудоспособности независимо от вызвавшей ее причины; 3) обеспечение постоянно утративших средства к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. д.; 4) обеспечение в случае безработицы, происшедшей не по вине трудящихся. Оно распространялось на всех ляц, источником существования которых являлся только собственный труд без эксплуатации чужого труда, независимо от характера, длительности и места работы, а также на несовершеннолетних, находившихся на иждивении умерших трудящихся, на членов семей рабочих и служащих, занятых уходом за детьми или домашним хозяйством, и на учащихся. Фонд средств социального обеспечения образовывался главным образом в результате проведенной национализации средств производства из страховых взносов государственных предприятий, учреждений и организаций, артелей, некооперированных ремесленников, сельских хозяев и т. д.
Таким образом, государственное социальное обеспечение становилось универсальный, охватывало всех трудящихся во всех случаях, вызывавших необходимость оказания ,аомощи, тем самым включало в себя как государственное, так и взаимное социальное (взаимопомощь) страхование.