 |
 |
 |
 |
Программа финансового строительства и меры по ее осуществлению |
|
 |
|
 |
Радикальные меры, обеспечивающие окончательное преодоление финансового кризиса, укрепление финансового положения Советского государства на путях социалистических преобразования, содержались в ленинском плане строительства фундамента социалистической экономики, определившем очередные задачи Советского государства. К весне 1918 г. положение Советской власти упрочилось. Буржуазия была побеждена политически, ее экономическая мощь подорвана. Подписание Брестского мира обеспечивало мирную передышку, которую надлежало использовать для развертывания социалистического строительства и преодоления экономической разрухи. В ленинском плане лоциалистического строительства, изложенном в «Очередных задачах Советской власти», главное внимание обращалось на организацию строжайшего и повсеместного учета и контроля, на повышение производительности труда, обобществление производства на деле. «Центр тяжести в борьбе против буржуазии,— писал В. И. Ленин,— передвигается иа организацию такого учета и контроля. Только исходя из этого, можно правильно определить очередные задачи экономической и финансовой политики в области национализации банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения удовлетворительного, с пролетарской точки зрения, поимущественного и подоходного налога, введения трудовой повинности Программа финансовых мероприятий партии и Советской вдат сти была изложена В. И. Лениным на первом Всероссийскож съезде представителен финансовых отделов Советов в мае 1918 г. и в «Тезисах банковой политики». Важнейшими положениями этой программы были проведение демократической централизации финансов, введение прогрессивно-подоходного обложения с возложением всей тяжести налогов на богатых, укрепление системы денежного обращения путем подготовки и проведения денежной реформы. Внедрение строжайшего общегосударственного учета п контроля потребовало упорядочения сметного дела, налаживания и совершенствования всей системы финансового планирования, соответствующей организации финансирования и кредитования. Осуществлению мероприятий в области финансов В. И. Ленин придавал крупнейшее значение, «Мы должны,— говорил он,— во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике». Реализация ленинской программы финансового строительства проходила в острой борьбе со скрытый саботажем. Передышка, полученная заключением Брестского мира, оказалась непрочной и кратковременной. Иностранная военная интервенция и опиравшиеся на нее контрреволюционные походы белых армий вскоре потребовали чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной работы. В результате намеченные партией мероприятия полностью провести тогда ие удалось. Основным социалистическим принципом хозяйственного руководства является принцип демократического централизма. Он позволяет сочетать единое общегосударственное руководство народным хозяйством с проявлением широкой творческой инициативы и активности на местах. Как показывает весь опыт социалистического строительства в СССР, единая централизованная финансовая система составляет непременное условие планомерной организации производства и распределения общественного продукта в интересах всего социалистического народного хозяйства. На необходимость проведения такой финансовой централизации И указывал В. И. Ленин в 1918 г. Проявившееся в первые месяцы революции стремление к децентрализации В. И. Ленин характеризовал как болезнь переходного периода, болезнь роста. Чрезмерная децентрализация, самочинные действия местных органов лишали государственные планы поступления доходов и использования средств действенной силы, препятствовали проведению строжайшего общегосударственного учета и контроля, вели к нарушениям требований финансовой дисциплины. Плодотворная работа по социалистическому преобразованию страны требовала проведения единой финансовой политики, планомерного распределения денежных ресурсов в масштабе всей страны, строгого выполнения финансовых постановлений сверху донизу. Необходимо было обеспечить единое руководство всей финансовой работой, ввести финансовую деятельность на местах в определенное русло, подчинить ее руководству и регулированию из единого-центра, четко определить и разграничить права и функции различных центральных и местных органов государственной власти и государственного управления в области финансов, завершить перестройку таким образом, чтобы финансовые органы местных Советов были частью единого слаженного общегосударственного финансового аппарата. Для обеспечения единства финансовой политики 0 финансовых мероприятий, проводимых в центре, важное значение имело развитие деятельности Народного комиссариата финансов и финансовой коллегии при нем. С января 1918 г. все проекты по финансовым вопросам можно было вносить в Совнарком исключительно через указанную коллегию. С июня все банки и сберегательные кассы были подчинены Наркомату финансов. Декрет «О финансовых отделах губернских в уездных Советов» (принят в октябре 1918 г.) в целях объединения и целесообразной организации на местах всего налогового, сметного, кассового и финансового дела подчинил все местные финансовые учреждения финансовым отделам Советов, а последние — Наркомату финансов в качестве его местных органов, лишив их права самостоятельно издавать постановления, касающиеся бюджета, налогов и т. п. В «Тезисах банковой политики» В. И. Ленин требовал, чтобы все отделения банка в своей деятельности строго руководствовались инструкциями и директивами центрального управления, не имея права устанавливать какие бы то ни было местные правила и ограничения. Проведение финансовой централизации отнюдь не исключало образования и развития системы местных бюджетов. Необходимость выделения этих бюджетов, закрепления за ними части доходов определялась задачами наиболее полного, оперативного и целесообразного удовлетворения всех потребностей с полным учетом разнообразных местных условий. Разработка основ разграничения доходов и расходов между общегосударственным и местными бюджетами была начата-летом 1918 г. и завершилась утверждением в декабре Положения о денежных средствах и расходах местных Советов. |
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
 |