Вторая важнейшая задача финансовой политики заключалась и правильной организации налогового обложения, введении прогрессивного подоходного и поимущественного налогов.
Метод контрибуций, использованный в целях экспроприации экспроприаторов и подавления саботажа капиталистических элементов, не обеспечивал регулярного поступления средств. Переход от контрибуций к регулярно взимаемым налогам не только создавал возможности для больших поступлений, но имел важнейшее значение для решения главной задачи — установления
строжайшего общегосударственного учета и контроля. Введение высокопрогрессивного подоходно-поимущественного налога с частыми сроками его взимания требовало систематического учета доходов и имуществ и могло способствовать строжайшему контролю за деятельностью капиталистических элементов. Высокопрогрессивный подоходно-поимущественный налог и косвенные налоги на предметы роскоши должны были стать эффективным методом регулирования доходов и накоплений капиталистов. Вместе с тем переход от контрибуций к систематически взимаемымналогам содействовал решению задач в области денежного обращения (прекращению бумажноденежной эмиссии и стабилизации рубля) и был одгаш из путей осуществления финансовой централизации. Неорганизованный характер местного обложения, которое проводилось не только в форме контрибуций с капиталистических элементов, во и в форме разного рода сборов с национализированных фабрик и заводов, срывал плановое и регулярное поступление доходов в государственный бюджет и неблагоприятно отражался на финансовом положении и всей деятельности предприятий.
Полностью соответствующая новому строю постановка налогового обложения встретила на своем пути большие трудности и требовала времени. Она зависела от успехов в создании советского финансового аппарата и проведении финансовой централизации, что отмечал В. И, Ленин в речи ио финансовому вопросу на заседании ВЦИК 18 ацреля 1918 г." Подготовляя коренную реформу, необходимо было вместе с тем усилить взимание старых, сохранивших свое значение в условиях советского строя налогов, увеличить дифференциацию их ставок и дополнить их новыми видами обложения, вызываемыми текущими экономическими и политическими задачами. Нельзя было также сразу же запретить контрибуцию, так как такое запрещение без предварительно налаженного взимания регулярных налогов лишило бы местные Советы средств, необходимых иы для текущей работы!, и освободило бы капиталистические элементы от всякого обложения.
В апреле 1918 г, для содействия развитию потребительской кооперации, на которую возлагалось обслуживание всего населе-щая, был введен 5%-ный сбор с оборота торговых предприятий снабжающих население предметами потребления, в августе — единовременный сбор с частных предприятий на нужды семей красноармеидев, в сентябре — сбор в фонд детского питания. Из старых прямых налогов взимались подоходный, промысловый, ва;прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, с недвижимых имуществ, продленный на 1918 г. единовременный и некоторые другие. Было установлено обложение прибыли по совокупности доходов от всех источников, перестроена система ставок подоходного и промыслового налогов. Ставка промыслового налога были повышены так, что вместе с другими государственными и местными налогами изымалось до 95%, Принимались меры к взиманию акцизов на табак и табачные изделия, спирт, вино и некоторые другие товары.
Следует отметить, что многомиллионное крестьянство, освобожденное Октябрьской революцией от кабалы помещиков, кулаков, торговцев и чиновничества, получившее благодаря этому огромные экономические выгоды, почти совсем не привлекалось к уплате налогов, способы его обложения только разрабатывались. Советская власть исходила из того, что усилить участие крестьянства в общегосударственных расходах возможно лишь на основе подъема его производительных сил, для чего ему необходимо оказать крупную помощь со стороны государства, «Только при этом условии производительность труда сельскохозяйственных работников достигнет той необходимой высоты, при которой, в отличие от прежнего времени, платежи на общегосударственные нужды будут производиться крестьянами не путем недоедания и ограничения самых элементарных потребностей, а из избытков правильно организованного производительного хозяйства».
Организация строжайшего учета и контроля требовала укрепления денежной системы, а следовательно, сокращения бумажноденежной эмиссии и изъятия излишних денежных знаков из обращения.
В. И. Ленин предлагал осуществить денежную реформу путем замены старых денежных знаков новыми. Это выражало политику партии, рассчитанную не на уничтожение денег после победы социалистической революции, а иа их сохранение и использование. Проведение в жизнь ленинского плана денежной реформы обеспечивало необходимую для нормального хозяйственного оборота унификацию денежного обращения, введение правильного соотношения купюр в составе всей денежной массы. Ограничение обмена старых денежных знаков на новые определенной нормой позволяло аннулировать значительную часть ранее выпущенных денег и привести количество денежной массы в соответствие с потребностями хозяйственного оборота в деньгах. В той мере, в какой эмиссия новых денег, осуществляемая в пределах действительной потребности хозяйственного оборота, превышала бы сумму обменных операций, государство получило бы дополнительные финансовые ресурсы без ущерба для устойчивости советской валюты.
Центральной идеей ленинского плана денежной реформы было лишить капиталистические элементы возможности использовать сосредоточенные в их руках денежные суммы для борьбы с государственным учетом и контролем, нанести новый удар по канн-
талистическим элементам, укрепить деньги как орудие Советской власти.
Для решения этих задач требовалось не только произвести обмен денег, устранить возможности утайки денег и нарушения установленных норм обмена, но и создать условия, обеспечивающие устойчивость новой валюты. Поэтому ленинский план был связан с обширной системой экономических и финансовых мероприятий, направленных на повышение производительности труда, расшпрение товарооборота и регулирование цен, развитие безналичных расчетов и вкладных операций, увеличение притока .средств на текущие счета, упорядочение бюджетного дела, обеспечение систематического поступления доходов в бюджет, усиление финансового контроля.
Большое значение для успеха денежной реформы и укрепления финансового положения Советской Республики имело налаживание товарооборота. Тяжелое продовольственное положение страны при острой нехватке промышленных товаров вызвало необходимость ряда чрезвычайных мер в этой области. Для усиления хлебных заготовок с апреля организуется товарообмен при активном участии деревенской бедноты. Однако мобилизовать необходимые для него товарные ресурсы Наркомат продовольствия не смог, и намеченный план получения хлеба путем товарообмена не был выполнен. Кулаки и спекулянты скрывали запасы хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, срывали государственные заготовки. Борьба за хлеб приобрела исключительно большое значение.
В мае 1918 г. ВЦИК и СНК предоставили Наркомпроду чрез^-вычайные полномочия по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими. Всем владельцам хлеба предлагалось «весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче». В августе в хлебных сельских местностях был установлен обязательный обмен промышленных товаров на сельскохозяйственные продукты. На деньги в этих местностях разрешалась продажа промтоваров лишь деревенской бедноте, рабочим, мелким ремесленникам и служащим.
Политика твердых цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, организованный обмен между городом и деревней, изъятие хлеба у кулаков, борьба со спекуляцией при участии широких масс рабочих и деревенской бедноты и политика жесткого сокращения государственных расходов оказали положительное влияние на денежное обращение. С мая темпы эмиссии стали замедляться, а в августе — сентябре рубль стабилизировался.
Организационно-техническая подготовка денежной реформы проходила также успешно. Печатание денежных знаков новых образцов началось в апреле. По разработанному проекту реформы предполагалось осенью 1918 г. начать обмен кредитных билетов старых образцов, прекратить эмиссию казначейских билетов и изъять из обращения суррогаты денег. Иностранная военная интервенция и гражданская война сорвали выполнение этого плана.