Мирная передышка, полученная страной в результате революционного выхода из войны, была использована Советской властью для овладения экономическими командными высотами и строительства аппарата пролетарской диктатуры, для перехода от рабочего контроля к рабочему управлению, для борьбы с порожденными империалистической войной разрухой и голодом, для налаживания планомерного производства и распределения продуктов в условиях нового общественного строя.
Преодолевая контрреволюционный саботаж и стремления сохранить старые формы финансовых отношении, Советское государство овладевало банками, осуществляло демократизацию их деятельности, создавало финансовый аппарат Советов в центре и на местах, приводило в действие те инструменты дореволюционной системы финансов и кредита, которые могли быть использованы с необходимыми их преобразованиями в условиях советского строя, отметало прочь, ликвидировало инструменты и отношения, противоречащие этому строю (ипотечный кредит, кабальные займы и т. п.), создавало новые финансовые институты (государственное социальное страхование и социальное обеспечение трудящихся), перестраивало методы финансовой и кредитной работы.
В 1918 г. завершается создание, основного ядра советского финансового аппарата — финансовых отделов Советов и налаживается их деятельность в соответствии с ленинский принципом демократического централизма, разрабатываются первые совет-
ские государственные бюджеты, закладываются основы федерального построения бюджетной системы в соответствии с национальной политикой партии, внедряются принципы бюджетной дисциплины, строжайшей экономии в расходовании государственных: средств,— эти черты стали неизменно присущими советским финансам на всем пути их исторического развития.
Проведенные после победы Великой Октябрьской социалистической революции преобразования изменили содержание и назначение финансов принципиально, коренным образом. Эти изменения нашли свое отражение во всех областях финансовой деятельности. О них свидетельствует также табл, 1, дающая сравнительную характеристику состава доходов и расходов до Октябрьской революции
Таблица 1
1917 г. 1918 г.
млн. руб. %к итогу млн. руб. к итогу
Всего доходов (без единовременного 3999 100,0 5580 100,0
чрезвычайного революционного налога)
В том числе
1, Налоги и пошлины 2107 52,7 1834 32,9
Из них.
подоходный налог 130 3,2 405 7,3
прочие прямые налоги 436 10,9 330 5,9
акцизы 678 17,0 673 12,1
таможенный доход 421 10,5 130 2,3
пошлины 442 10 296 5,3
2. От государственных предприятий, 1726 43 3635 65,1
имуществ, капиталов
Всего расходов 27871 100,0 46706 100,0
В том число
1. Хозяйственные ведомства и уч- 4422 15,9 21470 46,0
реждения
Z. Военные ведомства и расходы, 20607 73,9 16967 36,3
вызванные войной и ее последствиями
3. Ведомства просвещения, здравоох- 341 1,2 3435 7,4
ранения, охраны труда и социаль-
ного обеспечения
4. Ведомства общего управления, су- 765 2,8 1290 2,7
да и контроля
5. Расходы по государственному кре- 915 3,3 402 0,9
диту и аннулированию займов
6. Пособия местным Советам — — 652 1,4
(назначения по проекту росписи на 1917 г.) и в 1918 г. (по утвержденным росписям на первое и второе полугодия).
Как показывают эти данные, основные изменения в составе доходов и расходов произошли в связи с национализацией основных средств производства и обращения, аннулированием кабальных государственных займов, революционным выходом из империалистической воины, осуществлением мероприятий в области социального обеспечения, просвещения н здравоохранения. В доходах и расходах бюджета резко повысился удельный вес государственных предприятий и отраслей народного хозяйства. Уже в первом году существования Советской власти государственный бюджет приобрел черты иароднохозяйственного бюджета.
Впервые в истории человеческого общества финансы использовались для нападения на частную собственность, экспроприации экспроприаторов, развития и укрепления социалистических производственных отношений, повышения материального благосостояния и культурного уровня трудящихся масс.
Итоги строительства аппарата пролетарской диктатуры, органов управления государством н народным хозяйством, итоги социалистических побед, достигнутых рабочим классом и трудовым крестьянством под руководством Коммунистической партии, зафиксированы в Конституции РСФСР, принятой в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов, В особом разделе Конституции «Бюджетное право» определялись содержание и основные задачи финансовой политики Советского государства, основы его бюджетного устройства.
Конституция следующим образом формулировала дели и задачи финансовой политика Советской власти:
«Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств, В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности».
Конституция РСФСР установила основные начала бюджетных прав и основные принципы построения советской бюджетной системы: 1) единство государственного бюджета всей Российской Федерации (объединение всех государственных доходов и всех расходов РСФСР в общегосударственном бюджете); 2) централизация руководства всей финансовой жизнью Республики (заключение займов и финансовых соглашений, установление общегосударственных налогов и повинностей, утверждение бюджета РСФСР, регулирование денежного обращения составляют право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК); 3) разграничение доходов и расходов Республики на общегосударственные я местные, а следовательно, самостоятельное существование бюджетов местных Советов; 4) строжайшая финансово-бюджетная дисциплина как средство борьбы за выполнение государственного плана; 5) строгая регламентация бюджетного планирования (важнейшие указания относительно порядка составления, утверждения я исполнения государственного бюджета). Конституция содержала также основные положения, определявшие федеральное построение бюджетной системы, проведение в ней принципов национальной политики партии и Советской власти.