Победа над соединенными силами интервентов и белогвардейцев открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства на путях к социализму. Несмотря на яростную антисоветскую кампанию, империалисты не смогли организовать новый вооруженный поход против Советской власти, а разразившийся в 1920-1921 гг. мировой экономический кризис заставил капиталистические страны пойти на установление торговых отношений с Советской Россией.
Политика военного коммунизма, вызванная условиями гражданской войны и интервенции, проводилась на основе военнополитического союза рабочего класса с трудящимся крестьянством. Переход на мирную работу по восстановлению народного хозяйства потребовал применения новых методов хозяйственного строительства, обеспечивающих хозяйственную смычку рабочего класса с трудящимся крестьянством. Для решения задач хозяйственного строительства необходимо было создать новую систему хозяйственных отношений, которая материально стимулировала бы рост производительности труда при непременном усилении роли и значения социалистического уклада. В значительной мере это означало возврат к той экономической и финансовой политике, которая была указана В. И. Лениным в начале 1918г.
Начало перехода к новой (по сравнению с военным коммунизмом) экономической политике было положено решением X съезда партии о эамене продовольственной разверстки натуральным налогом. Партия исходила из того, что восстановление и развитие социалистической промышленности требовало быстрого восстановления крестьянского хозяйства, которое является поставщиком хлеба и сырья для промышленности в рынком сбыта промышленных товаров. В. И. Ленин указывал, что продовольственная разверстка, сыгравшая громадную положительную роль в предшествовавший период, не соответствовала задачам установления правильных экономических отношений между городом и деревней. Необходимо было поднять инициативу многомиллионных масс крестьянства, перейти к торговой смычке между городом и деровяей.
X съезд партии установил, что натуральный налог должен быть меньше продовольственной разверстки, покрывать лишь минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения н снижаться «по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства нормальным путем, т. е. в обмен па фабрично-заводские и кустарные продукты».
Натуральный налог необходимо взимать в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота в нем. Обложение налогом должно быть дифференцировано по социальному признаку (пониженные размеры обложения для середняцких н маломощных хозяйств и освобождение хозяйств беднейших крестьян от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального обложения) должны представляться льготы старательным крестьянам, увеличивающим площадь засева н производительность хозяйства в целом.
Замена разверстки натуральным налогом, который подлежал уплате в заранее установленные сроки и предусматривал льготы для старательных крестьян, поощряла личную заинтересованность крестьян в развитии сельскохозяйственного производства, так как оставляла в их руках излишки продуктов, предоставляла право свободно распоряжаться ими для расширения своего хозяйства, увеличения личного потребления и обмена вга промышленные изделия.
Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной н сырьевой разверстки натуральным налогом» предусматривал единый налог на все сельскохозяйственное производство1. Задержка в разработке правил взимания такого налога и острая неотложная нужда в продовольствии вызвали необходимость введения ряда налогов применительно к отдельным отраслям сельского хозяйства и видам продукции. К концу 1921 г. насчитывалось 13 натуральных налогов, взимавшихся более чем 18 видами продуктов, в том числе такими неудобными для обложения, как сено, солома, продукты огородничества, пчеловодства и др. Осложняя их взимание, такая множественность налогов препятствовала росту товарности сельского хозяйства, устанавливала определенные рамки для развития отдельных его отраслей в тем самым не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные условия в отдельных районах. Несогласованность во взимании налогов приводила к неравномерности обложения и неполному осуществлению принципа прогрессивности обложения.
В марте 1JJ22 г. в целях предоставления крестьянскому населению большей свободы в развитии отдельных отраслей сельского хозяйства н использования в полной мере результатов своего труда4 все эти налоги были объединены в единый натуральный налог, который исчислялся с каждого крестьянского двора в пудах'ржи или пшеницы (в зависимости от преобладания той либо иной культуры в данном районе) и взимался зерновыми хлебами, масличными семенами, картофелем, маслом н мясом; плательщикам предоставлялось право замены их другими продуктами. Общая сумма налога была понижена, усиливалась дифференциация обложения отдельных групп плательщиков, предоставлялись льготы крестьянству пострадавших от неурожая губерний и расширялись льготы для бедняцких и маломощных хозяйств.
Вместо трудовой и гужевой повинности периода гражданской войны в ноябре 1921 г. был установлен трудгужналог, что должно было устранить причины, мешающие проявлению и должному развитию у сельского населения хозяйственной предприимчивости, требующей оставления в, полном и свободном распоряжении сельского населения всего его времени и гужевых средств после того, как им выполнены точно установленные обязательства в пользу государства. Основное назначение этого налога заключалось в обеспечении проведения лесозаготовок и перевозки поступающих по продналогу продуктов рабочей силой и транспортными средствами.