Натуральный налог как способ государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов был переходной мерой от продразверстки к развернутому товарообороту между городом и деревней. «Продовольственный налог,— указывал В. И. Ленин,— представляет собой меру, в которой мы видим и кое-что от прошлого, и кое-что от будущего. Налог — это значит то, что государство берет с населения без всякого вознаграждения. С одной стороны, оно хочет опереться па налог, определяя его приблизительно вдвое меньше, чем была перед этим разверстка, с другой стороны, хочет опереться на обмен продуктов промышленности, на те или иные излишки крестьянского производства. Значит, в налоге есть частица прежней разверстки и есть частица того порядка, который один только представляется правильным, именно: обмен продуктов крупных социалистических фабрик на продукты крестьянского хозяйства...».
Натуральное обложение по сравнению с денежным менее выгодно в для государства, и для плательщиков. Накладные расходы государства были очень высоки и достигали иногда 40% стоимости валового сбора продуктов, поступавших в виде налога. Большие потери несло государство на ценах: пользуясь правой замены одного продукта другим, крестьяне для погашения своих обязательств по уплате налога выбирали те продукты, цены на которые на рынке были наиболее низкими. В результате на месте приемки хлеб обходился государству дороже, чем по рыночным ценам, а в местах потребления, наоборот, отпускался, государством по ценам ниже рыночных7. Необходимость уплаты налога в первую очередь продуктами земледелия задерживала развитие других отраслей сельского хозяйства. Выполнение обязательств по натуральному обложению требовало от крестьян дополнительного времени и труда, препятствовало развитию подсобных хозяйств.
Переход к денежным налогам диктовался, однако, не только этими отрицательными сторонами натурального обложения, но общей политикой партии, направленной на развитие и укрепление товарно-денежных отношений между городом и деревней.
Перейти сразу к взиманию денежных налогов с крестьянства было невозможно. При общем падении сельскохозяйственного производства, вызванном войной и интервенцией, еще в большей степени снизилась его товарность. Государство ие могло рассчитывать на возможность получения всего необходимого для снабжения городского населения и промышленности продовольствия и сырья путем развития товарооборота. С другой стороны, преждевременный переход к денежным налогам, при недостаточном развитой рынка, мог бы вызвать резкое падение цен на сельскохозяйственные товары, т, е. фактически повысить тяжесть обложения. Государство, лишившись натуральных поступлений, должно было бы значительно расширить покупку сельскохозяйственных продуктов за деньги, что при острой нехватке денежных доходов требовало бы либо повышения налогов, либо дополнительной бумажноденежной эмиссии. Одним из препятствий на путях перехода к исключительно денежным налогам была падающая валюта.
Необходимость весьма осторожного перехода от натурального обложения к денежному подтвердил опыт с трудгужналогом. В ноябре 1921 г. зтот налог был заменен денежным обложением по рыночной стоимости установленной нормы работы. Оказалось, однако, что вследствие недостаточного использования трудовых ресурсов в своем хозяйстве крестьянину легче было высвободить несколько рабочих дней, чем изыскать денежные средства для уплаты налога. Поэтому в июне 1922 г. замена трудгужналога
денежными взносами была установлена только в городах, в сельских же местностях она разрешалась лишь в тех случаях, когда взимание в натуральной форме было действительно невозможно.
В течение 1922 г. некоторые предпосылки для замены натуральных налогов денежными были созданы. Сельское хозяйство начало выходить из состояния разрухи последствия неурожая 1921 г., вызвавшего голод, были в основном преодолены крестьянское хозяйство денатурализировалось, стала увеличиваться его товарность, росли денежные доходы. Исходя из этого, с 1 января 1923 г. в ряде районов и областей стали облагать сельское население трудгужналогом в денежной форме, а его взимание в, этих районах и областях из ведения Наркомата труда было передано в ведение Наркомата финансов.
Отметив, что переход от продразверстки к продналогу «принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически», XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как «первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны». Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг — «освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме». Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие «облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек по взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи и обеспечит устойчивость денежного обращения».
Уменьшив размеры натурального налога по сравнению с продразверсткой до минимальных потребностей армии, городских рабочих и иеземледельческоГо населения, Советское государство поставило задачу — сосредоточить в своих руках излишки сельскохозяйственной продукции посредством местного товарообмена на основе непосредственной материальной заинтересованности крестьянства. Свободный обмен, покупка и продажа продуктов сельского хозяйства после уплаты натурального налога, а также изделий кустарной и мелкой промышленности были разрешены вначале (декрет от 24 мая 1921 г.) только гражданам и их ко-
оперативным объединениям В июне были отменены всякие ограничения денежных сумм, которые могут находиться на руках у частных лиц и организаций. Продукция же государственных предприятий должна была поступать не на рынок, а в товарообменный фонд, находящийся в ведения Наркомата продовольствия.
Путем ограничения свободной торговли в пределах местного оборота и организации товарообмена между государством и крестьянскими хозяйствами предполагалось воспрепятствовать развитию частного капитала, не допустить его посредничества во взаимоотношениях между социалистической промышленностью и крестьянским хозяйством. Товарообмен обусловливался и недостатком государственных товарных фондов: их нужно было использовать наиболее эффективно, чтобы получить в обмен именно те продукты, которые требовались государству. Учитывалось также, что крестьянство, ощущавшее острую нужду в промтоварах, предпочитало обмен продуктов на товары, а не на обесценивавшиеся деньги, причем предполагалось, что обмен будет препятствовать спекулятивному вздуванию сельскохозяйственных цен. Оказало свое влияние и отсутствие навыков купли-продажи у государственных предприятий и учреждений, которые в годы гражданской войны не торговали товарами, а распределяли товары.
Жизнь, однако, уже вскоре показала, что товарообмен мог быть лишь переходной мерой к купле-продаже. Уже на первых этапах проведения товарообмена обнаружилось, что он сильно стесняет развертывание государственного и кооперативного товарооборота, не является достаточно эффективным методом сельскохозяйственных заготовок и способствует спекуляции. Разрешение свободного обмена привело к развитию частной торговли. Крестьяне получили возможность выбора: обменивать излишки своей продукции на промтовары в кооперативах или реализовать их за деньги на рынке и там же приобретать промышленные товары. Организованный через кооперацию товарообмен вступил в борьбу с частным рынком, с куплей-продажей, В этой борьбе преимущества оказались на стороне купли-продажи, В октябре 1921 г. на VII Московской губернской партийной конференции В. И. Ленин со всей остротой поставил вопрос о необходимости отказа от товарообмена и перехода, к купле-про-даже, к развернутой торговле