Свободная торговля в условиях преобладания мелкотоварного уклада в сельском хозяйстве неизбежно порождала капиталистические элементы. Чтобы добиться победы в борьбе с нами, необходимо было овладеть новыми приемами и методами хозяйственной деятельности и хозяйственного руководства. «Основной задачей РКП в данный момент в области хозяйства,— указала XI партийная конференция в декабре 1921 г.,— является руководство хозяйственной работой Советской власти в том направления, чтобы, исходя из наличия рынка и считаясь с его законами, овладеть им и путем систематических, строго обдуманных и построенных на точном учете процесса рынка экономических мероприятий взять в свои руки регулирование рынка и денежного обращения».
Переход к купле-продаже, к государственному регулированию торговли и денежного обращения ускорил денатурализацию государственного хозяйства, начатую еще в середине 1921 г. в связи с задачами сокращения государственных расходов.
В предшествующий период, чтобы обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и правильное их использование, государство должно было взять на себя непосредственное управление огромным количеством предприятий разнообразного типа и снабжение населения предметами первой необходимости, которое стало осуществляться бесплатно. К 1 ноября 1920 г., т. е. еще до национализации мелкой промышленности, на учете ВСНХ находилось более 6900 предприятий, в которых насчитывалось около 1,3 млн. рабочих. Для обслуживания этого огромного производственного аппарата и удовлетворения потребностей 35 млн. граждан, находившихся на государственном снабжении, не хватало ви сырья, ни топлива, ни продовольствия. В целях сосредоточения сил и средств на восстановлении и развитии крупной промышленности в июле 1921 г., в соответствии с решениями X партийной конференции, губернским советам народного хозяйства было предоставлено право сдавать мелкие промышленные предприятия в аренду кооперативным организациям и частный лицам. С этого же времени началось восстановление платности товаров и услуг, отпускаемых и оказываемых государством населению.
Переход к нэпу потребовал коренного изменения сложившихся в предшествующий период форм и методов организации работы государственных предприятий и управления ими. Требовалось организовать снабжение предприятий и оплату труда таким образом, чтобы каждый работник был лично заинтересован в улучшении деятельности предприятия, в результатах своей работы, чтобы предприятия в лице их руководителей несли полную, безусловную ответственность за правильное использование средств, за результаты деятельности. X партийная конференция прианала необходимым «расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в деле распоряжения финансовыми средствами и материальными ресурсами» ", преодоление уравнительности в оплате труда путем развития системы натурального премирования и установления в виде опыта коллективного снабжения.
При введении системы коллективного снабжения, цель которого заключалась в повышении заработной платы соответственно индивидуальной производительности труда, снабжение рабочих и служащих по карточкам, спискам и пр. прекращалось и должно было производиться исключительно в форме денежной и натуральной заработной платы. В связи с разрешением обмена товаров и услуг и восстановлением их платности значение денежной заработной платы стало возрастать. Но полный переход к пей задерживался из-за обесценения денег, так как связанные с ним потери устранялись в той мере, в какой рабочим выдавались продукты в счет заработной платы. Лишь после стабилизации рубля переход к денежной оплате труда был завершен. В июле 1921 г. денежная заработная плата составляла около половины всей заработной платы рабочих, в I квартале 1923 г.— свыше 80%, в конце 1923 г.—93%. С увеличением роли денежной заработной платы усиливалась дифференциация в оплате труда в соответствии с его производительностью и результатами работы предприятий и учреждении. Были созданы фонд улучшения быта рабочих (ФУБР) за счет отчислений от прибылей предприятий, введена и расширена система денежного премиального вознаграждения.
Крупнейшее значение в перестройке работы государственных предприятий и управления имн имели наказ Совнаркома от 9 августа 1921 г. «О проведении в жизнь начал новой экономической политики» и постановление СТО от 12 августа 1921 г. «Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производств» '". В непосредственном управлении государства в лице ВСНХ были оставлены отрасли производства и предприятия, имеющие наиболее важное хозяйственное и оборонное значение. Эти отрасли и предприятия по-прежнему находились на сметно-бюджетном финансировании. Вся их продукция поступала в общегосударственный фонд, из которого в порядке централизованного снабжения государство обеспечивало их основные потребности в ресурсах. Но между количеством продукции, сдаваемой предприятиями государству, и размерами снабжения предприятий устанавливалась зависимость. Кроме того, для удовлетворения дополнительных нужд, не обеспечиваемых централизованным снабжением, предприятиям разрешалось реализовать часть своей продукции на рынке в пределах норм, утверждаемых Советом Труда и Обороны (СТО). Все остальные (мелкие) предприятия предлагалось передать в эксплуатацию на договорных началах отдельным советским органам либо сдать в аренду кооперативам и другим объединениям иле частным лицам. Предприятия, оставшиеся не сданными г аренду и не взятые г свое ведение советскими органами на договорных началах, подлежали закрытию с распределением их рабочих и служащих между действующими предприятиями.
Сохранение сметного порядка финансирования промышленности означало, что полного разграничения между общегосударственными ресурсами и ресурсами предприятий еще не было, оно только намечалось, находилось в первой, начальной стадии своего осуществления и ограничивалось лишь предоставлением предприятиям материальных я денежных фондов в пределах общего плана их использования. Государство поддерживало госпромышленность в меру своих ресурсов, продукция же государственных предприятий сдавалась государству частью бесплатно, частью по сравнительно низким ценам, не соответствовавшим вздержкам предприятий.
Следующий шагом в перестройке методов хозяйственного руководства было постановление Совнаркома от 27 октября 1921 г. «О мерах развития самодеятельности хозяйственных органов при переходе на хозрасчет» .
В целях предоставления всем хозяйственным органам возможно большей самодеятельности при переходе на хозяйственный расчет и для предотвращения утечки необходимых стране материальных ресурсов государственные предприятия были разделены на две основные категории. В первую включались предприятия, оставленные на государственном снабжении (в основном топливной, металлургической, оборонной промышленности). Для них сохранялся прежний порядок взаимоотношений, с государством (передача всей их продукции в общегосударственный фонд, упрощенный сметный порядок финансирования и т. д.) с тем лишь изменением, что им предоставлялось право самозаготовок не только в дополнение к государственному снабжению, но и для возмещения с согласия снабжающего органа недополученной части продукции.
Предприятия второй группы получали право реализовать продукцию по рыночным ценам. Распорядительным государственным органам было запрещено требовать от них бесплатного отпуска изделий, сырья, топлива и т. д. С другой стороны, государство предоставляло зтим предприятиям денежные средства, сырье, топливо и т. д. при условии, что они возместят отпущенное соответствующим количеством своей продукции или оплатят деньгами. Их право распоряжаться своими изделиями ограничивалось лишь одним: они (как и все другие государственные предприятия) были обязаны удовлетворять ;в первую очередь заявки го-
сударственных учреждений, во вторую — кооперативных организаций и лишь в последнюю очередь — частных организаций и лиц-
Одобрив эту реорганизацию промышленности, XI Всероссийская конференция РКП (б) в резолюции «Очередные задачи партии в связи с восстановлением хозяйства» и IX Всероссийский съезд Советов в постановлении по вопросам новой экономической политики в промышленности указали, что необходимо дальней--шее и решительное сокращение советских учреждений и снятие с государственного снабжения предприятий, существование которых не может быть обеспечено наличными ресурсами государства.
Снятие предприятий с государственного снабжения означало, что завершение перевода промышленности на хозрасчет закончено. Вести хозяйство предприятий, сообразуясь с затратами и достигнутыми результатами, нести ответственность за выполнение плана, качество продукции и сохранность имущества — зти требования относились ко всей промышленности. Предприятия же, снятые с государственного снабжения, обязаны были, кроме того, выполнять производственные планы на собственные средства, без постоянной помощи со стороны государства, овладевать формами и методами коммерческой деятельности, быть доходными, давать не только общехозяйственную, но и коммерческую выгоду, приносить прибыль.
Важнейшая роль в развитии социалистической промышленности на началах хозяйственного расчета принадлежит директивам XII съезда партии, изложенным в резолюции «О промышленности». Съезд сформулировал положения, характеризующие сущность и значение хозяйственного расчета как орудия планового руководства социалистическими предприятиями, подробно изложил очередные задачи развития промышленности на основах хозрасчета.
Денатурализация хозяйства, необходимость овладения стоимостными рычагами хозяйственного руководства и правильного, осуществляемого в интересах социализма, их использования в огромной степени повысили роль финансов. Восстановление и налаживание работы советской системы финансов и кредита стало первоочередной и насущнейшей задачей, решению которой Коммунистическая партия и Советская власть придавали исключительно большое значение.
«Можно предполагать,—писал М. И. Калинин в декабре 1921 г. в статье «Вопросы IX съезда Советов»,— что большое внимание съездом будет уделено финансовым вопросам, в настоящий момент приобретающим все большее и большее значение. Трудно еще представить, во что выльется по этим вопросам работа
съезда: одно несомненно, что органы финансового ведомства из простых распределителей денежных знаков превращаются в органы, имеющие большое политическое значение» .
XI съезд партии обсудил и принял специальное постановление о финансовой политике, в котором была указана роль денег, финансов и кредита в хозяйственной жизни страны, определены основы и пути организации советской финансово-кредитной системы, дана подробная программа мероприятий по использованию финансов н кредита в строительстве социализма.
В приветствии Всероссийскому съезду финансовых работников в 1922 г. В. И. Ленин писал: «Задача укрепления советских финансов является одной из труднейших, но она стоит теперь в первом ряду и без ее решения невозможно сделать значительных шагов вперед ни в деле ограждения независимости Советской России от международного капитала, ни в деле хозяйственного и культурного развития страны»