|
|
|
|
Борьба за сокращение государственных расходов, и увеличение доходов от государственного хозяйства Организация финансов государственных предприятия |
|
|
|
|
«В борьбе с бюджетным дефицитом,— указывалось в резолюции XI съезда партии,— необходимо прежде всего исходить из ясного сознания, что у Советского государства нет достаточных экономических и, в частности, финансовых ресурсов для содержания всего того громадного административного н хозяйственного аппарата, с которым оно вышло из предшествовавшего пернода» . Чтобы, уменьшить бюджетные расходы н тем самым бюджетный дефицит, необходимо было прежде всего сократить административный и хозяйственный аппарат, разгрузить бюджет от затрат, не имеющих неотложного значения, проводить жесточайший режим экономии. Значение борьбы за дешевый, четко работающий государственный аппарат, за режим экономен со всей силой было показано Лениным в статье .«Лучше меньше, да лучше»: «Мы должны свести наш госаппарат до максимальной экономии. Мы должны изгнать из него все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бторократическо-капиталистического аппарата. ...Если мы сохраним за рабочим классом руководство над крестьянством, то мы получим возможность ценой величайшей и величайшей экономии хозяйства в нашем государстве добиться .того, чтобы всякое малейшее сбережение сохранить для развития нашей крупной машинной индустрии, для развития электрификации, гидроторфа, для достройки Волховстроя и прочее». Главнейшими путями и методами борьбы за сокращение государственных расходов н проведение жесточайшей экономии были: пересмотр и сокращение числа предприятий и учреждений, штатов их управленческого аппарата, развитие деятельности предприятий на основах хозяйственного расчета; организация кредитных отношений в народном хозяйстве; перестройка системы государственного социального обеспечения и организация государственного страхования; совершенствование бюджетного планирования и укрепление планово-финансовой дисциплины. Насколько громоздким был государственный аппарат, показывают следующие данные: в марте-апреле 1921 г. в органах ВСНХ работали 224 305 человек, из них в центральном аппарате — 24 728, в губернских совнархозах — 93 593, в уездах — 105 984 человек. В результате перевода предприятий на хозрасчет, сдачи в аренду мелких предприятий, сокращения числа учреждений и их штатов на государственном бюджете осталось (включая рабочих предприятий, еще не переведенных на хозрасчет) к началу 1922 г. 6 млн. и к началу 1923 г.—2,8 млн. человек протдо 35 млн находившихся на государственном продовольственном снабжении при переходе к нэпу. Перевод промышленности на хозрасчет предопределил организацию ее финансов а изменил ее взаимоотношения с государственным бюджетом. В основу хозяйственных взаимоотношений между предприятиями и учреждениями лег принцип платности товаров н услуг, распространенный на всю продукцию, получаемую государством от своих предприятий. Со сметно-бюджетного финансирования предприятия были сняты. В качестве основных и оборотных средств за ними были закреплены материальные и денежные фонды, которыми они располагали к Моменту снятия с государственного снабжения. Финансирование из бюджета их эксплуатационных расходов (издержек производства и обращения) прекратилось; бюджетное финансирование промышленности стало ограничиваться безвозвратными ассигнованиями и казначейскими долгосрочными ссудами на образование и увеличение основных и оборотных средств и на покрытие убытков некоторых предприятий, имеющих первостепенное государственное значение. Степень и характер оперативной самостоятельности предприятий н их объединений в первый период имели некоторые особенности. Чтобы овладеть рыночными методами хозяйственной деятельности при преобладании мелкотоварного уклада в сельском хозяйстве и допущении капиталистических элементов в городе и деревне, государственные предприятия должны были располагать оперативной самостоятельностью в таких пределах, которые позволяли бы им ориентироваться в рыночных условиях, широко использовать их для развития социалистического уклада и вместе с тем все сильнее подчинять рынок государственному регулированию. Путем рентабельной реализации своей продукции на рынке государственные предприятия должны были пополнять ресурсы, которые государство предоставило им в качестве первоначальных оборотных средств. Устанавливать в порядке прямого планирования полное соответствие между потребностями предприятий в затратах и размерами оставляемых в их распоряжении накоплений не представлялось возможным, В результате у одних предприятий создавался избыток оборотных средств, у других же — их систематическая нехватка. Степень рентабельности хозорганизаций во многом зависела от уровня цен, которые они сами устанавливали, ориентируясь ня условия рынка. Это предопределяло сложность системы распределения прибылей предприятий и их взаимоотношений с финансово-кредитной системой. Возникла необходимость широкого использования налогов в качестве средства регулирования работы государственных пред- приятии и мобилизации части их доходов в бюджет. В феврале 1922 г. на государственные предприятия был распространен промысловый налог, в 1923 г. введен подоходный налог не только с кооперативных, но и с государственных предприятий, с них взимались акцизы по некоторым видам продузщии и большое число мелких налогов и сборов. Для концентрации свободных ресурсов предприятий и хозяйственных организаций использовались государственные кредитные операции в форме краткосрочных обязательств я займов. Значительная доля прибыли направлялась на образование -различных целевых фондов предприятий и хозяйственных организаций (резервный капитал, фонд улучшения быта рабочих, отчисления на выдачу тантьем и пр.). Предприятия могли кредитовать друг друга, выдавать векселя, получать в разных кредитных учреждениях краткосрочные и долгосрочные ссуды. Задачи овладения рынком, вытеснения частного капитала и укрепления торговой смычки промышленности с мелким крестьянским хозяйством могли быть решены лишь при согласованном выступлении предприятий одной и той же отрасли производства на рынке. Вместе с тем предоставление широкой оперативной самостоятельности каждому предприятию до овладения новыми методами хозяйственной деятельности создало бы угрозу разбазаривания государственных ресурсов. Поэтому -в первый период нэпа хозяйственный расчет не был доведен до предприятия: хозрасчетными правами обладали только объединения предприятий, а главным звеном управления промышленностью были тресты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
echo $sape->return_links(2); ?>
echo $sape->return_links(3); ?>
echo $sape->return_links(); ?>
echo $sape->return_block_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|