Основным законом, закрепившим хозрасчет в промышленности, явился декрет о трестах от 10 апреля 4923 г. В нем указывалось, что «государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли»
Уставный капитал треста подразделялся на основные и оборотные средства. Оборотные средства находились в полном распоряжении треста, причем право маневрирования ими ничем не ограничивалось. Трест по своему усмотрению реализовал продукцию, приобретал сырье, материалы, топливо и производил другие необходимые затраты, считаясь с условиями хозяйственного оборота. Имущество, составлявшее основные средства, было изъято из гражданского оборота: на него не распространялись взыскания, предъявляемые к тресту организациями и частными лицами, оно не подлежало отчуждению. Такой порядок правильно сочетал предоставление промышленным предприятиям максимальной самостоятельности прн цереводе на хозрасчет с охраной социалистической собственности. Изъятие из гражданского оборота имуществ, являющихся основными фондами трестов, предотвращало их разбазаривание, переход в той или иной форме в руки частного капитала. Вместе с тем разграничение нрав распоряжения средствами затрудняло возможность «позаимствования» из основных средств в оборотные, с помощью которого тресты пытались скрыть недостатки в своей деятельности, бесхозяйственность. На имущество, составлявшее основной фонд треста, ежегодно начислялась амортизация. Амортизационные отчисления разрешалось расходовать лишь по сметам, утвержденным ВСНХ, хотя на практике часть их оставалась в обороте предприятий. Акцизы, промысловый налог и другие налоги и сборы (кроме подоходного) калькулировались в себестоимости. Прибыль распределялась следующим образом: не менее 20% отчислялось в резервный капитал, 10% — в фонд улучшения быта рабочих (ФУБР), до 2% — на выдачу тантьем и наградных рабочим и служащим, 10% составлял подоходный налог. Часть прибыли передавалась в бюджет в форме отчислений.
Трестирование содействовало укреплению промышленности, усилению хозяйственной самостоятельности ее отдельных отраслей и предприятий. По мере развития промышленности снабженческие и сбытовые функции трестов усложнялись. Для выполнения этих функций были организованы синдикаты, оборотные средства которых создавались за счет паевых взносов трестов — членов синдикатов. В результате роль главков ВСНХ свелась к планированию, общему руководству и регулированию работы отраслей промышленности. В середине 1923 г. была окончательно ликвидирована главкистская система управления местной промышленностью, которая передавалась полностью в ведение исполнительных комитетов губернских и областных Советов депутатов
Хозрасчетная организация работы предприятий была распространена в различных формах также на другие отрасли государственного хозяйства. Водный (речной и морской) транспорт был переведен на коммерческий расчет; на бюджетном содержании оставались лишь водные пути и большинство портов. Железнодорожный транспорт финансировался в сметво-бюджетпом порядке, но ему предоставлялось право (в изъятие из принципа единства кассы) непосредственно расходовать на свои нужды собственные эксплуатационные доходы, не внося их в бюджет. Кроме ассигнований на содержание управленческого аппарата НКПС и его органов, средства из бюджета отпускались лишь в пределах превышения сметных расходов железных дорог над исчисленными доходами. Доходы, полученные сверх смет, оставались в распоряжении НКПС для увеличения оборотных средств дорог и улучшения их работы. Совхозы были переведены на хозрасчет на тех же основаниях, что и промышленные предприятия, для чего создавались сельскохозяйственные тресты.
В феврале 1922 г. В. И. Ленин писал: «Я думаю, что тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело отвечали за безубыточность своих предприятий. Если это оказывается ими не достигнуто, то, по-моему, они должны быть привлекаемы к суду и караться в составе всех членов правления длительным лишением свободы (может быть, с применением по истечении известного срока условного освобождения), конфискацией всего имущества н т. д.».
В 1922 г. значительная часть хозрасчетных предприятий работала с убытком, что объяснялось главным образом чрезмерно высокой себестоимостью продукции вследствие производственной недогрузки, устарелости и изношенности оборудования, неналаженности технологического процесса, нерационального использования материальных запасов и, наконец, явной бесхозяйственности. Недогрузка предприятий, увеличившая удельный вес накладных расходов, вызывалась в основном нехваткой сырья, материалов и топлива. Неблагоприятно сказывались на финансовом положении промышленности также/низкие цены на продукцию, отпускаемую государственным потребителям, невозможность в условиях падающей валюты наладить правильную калькуляцию выпускаемых изделий и недостаток оборотных средств-, побуждавший предприятия продавать продукцию нередко ниже ее себестоимости.
Настоятельную необходимость ликвидации убыточности и повышения рентабельности промышленности подчеркнул XII съезд партии. «Победоносной,— указывалось в резолюции съезда,— может оказаться только такая промышленность, которая дает больше, чем поглощает. Промышленность, живущая за счет бюджета, т. е. за счет сельского хозяйства, не могла бы создать устойчивой и длительной опоры для пролетарской диктатуры. Вопрос о создании в государственной промышленности прибавочной стоимости есть вопрос о судьбе Советской власти, т, е. о судьбе пролетариата».
Отметив, что только государственное накопление «может обеспечить поднятие материального уровня страны и социалистическое переустройство всего хозяйства», съезд указал пути повышения социалистической рентабельности государственных предприятий: увеличение нагрузки, полное использование оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, расширение рынка сбыта промышленных товаров, налаживание счетоводства и научно поставленной калькуляции, организания и усиление контроля над хозяйственной деятельностью предприятий и их объединений.
Важное значение партия придавала политике снижения цен, В резолюции об очередных задачах экономической политики XIII партийная конференция указала: «Политика снижения цен должна направить внимание промышленности на понижение себестоимости путем дальнейшего улучшения и расширения производства, максимального сокращения накладных расходов, а также на улучшение и удешевление ее торгового аппарата».
Организованная партией борьба за рентабельную работу промышленности дала свои положительные результаты.
Перестройка работы государственных предприятий н использование государственных имуществ и угодий на основах хозрасчета содействовали росту неналоговых доходов государственного бюджета. Значение нх было подчеркнуто XI съездом партии в ре-золюцнн о финансовой политике: «Развитие доходов от государственной промышленности, транспорта и торговли, сельскохозяйственных и лесных владений, от эксплуатации недр, развитие концессионных договоров и арендных поступлений может и должно стать одним из путей оздоровления бюджета н ликвидация дефицита; при этом надо иметь в виду, что превращение государственных предприятий из убыточных в доходные требует беспощадной борьбы с бесхозяйственностью, безотчетностью и коммерческой безграмотностью, что члены партии должны учиться экономному и доходному ведению хозяйства и неуклонно выдвигать и создавать кадры промышленных и торговых руководителей из среды рабочих.
Рост неналоговых доходов государственного и местных бюджетов характеризуется приведенными на стр. 93 данными (в млн.
руб.).
Эти цифры не дают полного представления о росте доходов от государственного хозяйства, поскольку в них не отражены налоговые платежа государственных предприятий и хозяйственных организаций, частью уплачиваемые имя из своих прибылей, частью включавшиеся в себестоимость, а также те денежные накопления этих предприятий и хозорганиэаций, которые оставлялись
в их распоряжении и направлялись на образование и увеличение их разнообразных фондов.
В борьбе за сокращение государственных расходов, за строжайшую экономию большую роль должен был сыграть государственный контроль. Задачн его усложнились. Программа его перестройки в соответствии с новыми условиями хозяйственной жизни-была изложена В. И. Лениным в статьях «Как нам реорганизовать Рабкрнн» и «Лучще меньше, да лучше» и принята XII съездом партии
Рабоче-крестьянская инспекция, занятая улучшением работы государственного аппарата в целом, не могла уделять достаточного внимания повседневным вопросам бюджета и других областей финансовой работы. В конце 1923 г. в составе Наркомфияа было создано финансово-контрольное управление; за РКИ сохранились функции общей проверки составления и особенно исполнения бюджета, а также бюджетной отчетности. Помимо наблюдения за законностью и правильностью проверяемых оборотов финансовый контроль должен был давать оценку хозяйственной целесообразности в выгодности производимых государственными учреждениями операций, принимать меры к устранению выявленных нарушений, к возмещению государству обнаруженных ревизиями убытков н т. п.
Первостепенное значение имело налаживание контроля рублем на основе распределительной и контрольной функций, выполняемых советской системой финансов н кредита. Целевое финансирование и кредитование, тщательная проверка всех сторон деятельности предприятий н учреждений в процессе мобилизации и выдачи средств, проведения кассовых операций и безналичных
расчетов — все это открывало широкие возможности для активного воздействия финансово-кредитной системы на хозяйственные органы и учреждения. В. И. Ленин особо подчеркивал роль Наркомфина и Госбанка в проведении контроля над хозрасчетными предприятиями.