Социальное обеспечение лиц, работавших не по найму (крестьян, ремесленников, кустарей, лиц свободных профессий), проводилось на началах взаимности. Важнейшей ее формой были крестьянские комитеты общественной взаимопомощи — крестко-мы, созданные при сельских Советах и волостных исполнительных комитетах в середине 1921 г. На них возлагалась организация взаимопомощи при неурожаях, пожарах и других стихийных и социальных бедствиях путем самообложения, распределения предоставляемых для этой цели государственных средств и организации общественной трудовой помощи.
Создание'кресткомов не могло устранить потребности крестьянства в организации государственного страхования. Их средства являлись недостаточными для возмещения всем хозяйствам ущерба, причиненного стихийными бедствиями, образовывались независимо от учета возможности такого ущерба и предназначались не только для его возмещения. Главная цель кресткомов состояла в оказании всесторонней помощи семьям красноармейцев, бедноте и маломощным хозяйствам.
Организация государственного имущественного страхования диктовалась интересами всего народного хозяйства. Крестьянство нуждалось в помощи для возмещения ущерба, причиняемого стихийными бедствиями и несчастными случаями. Особо остро стоял вопрос о предприятиях и имуществах, переданных в аренду частным лицам: государство должно было возложить иа этих лиц полную ответственность за сохранность арендуемых имуществ, обязать посредством особых взносов участвовать в образовании фонда возмещения потерь от стихийных бедствий.
Кроме оказания помощи населению в случае стихийных бедствий организация государственного страхования преследовала и другие, не менее важные цели: усилить планомерное государственное воздействие на деятельность частных хозяйств и мобилизовать денежные ресурсы населения на социалистическое строительство. Образование за счет средств населения государственного страхового фонда и рациональное его использование содействуют сокращению потерь, причиняемых стихийными бедствиями и несчастными случаями, уменьшают бюджетные затраты и повышают доходы бюджета за счет остатков ресурсов этого фонда.
Начало развитию государственного имущественного страхования после перехода к нэпу было положено декретом СНКИ «О го-
сударственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г. Во всех сельских и городских местностях организовывалось государственное имущественное страхование частных и коллективных хозяйств от наиболее разрушительных стихийных бедствий — пожаров, падежа скота, градобития сельскохозяйственных культур, аварнй на сухопутном и водном транспорте. Учрежденное в составе Наркомата финансов СССР Главное управление Госстраха должно было, но мере организации добровольного имущественного страхования и укрепления страхового аппарата, вводить по согласованию с губиснолкомани обязательное страхование. Кооперативным организациям предоставлялось право взамен обязательного страхования организовать взаимное страхование собственных нмуществ под контролем и надзором Главного управления Госстраха.
В июле 1922 г. Госстраху было предоставлено право ввести личное страхование — страхование жизни и от несчастных случаев, угрожающих жизии и здоровью людей. Фактически оно стало проводиться с середины 1923/24 г. (после завершения денежной реформы) и в основном распространялось среди служащих (62% всех застрахованных в 1926/27 г.) и рабочих (37,5%).
Одновременно с расширением сферы деятельности Госстраха в июл« 1922 г. он был переведен на хозяйственный расчет, что усилило его имущественную и организационно-оперативную самостоятельность. Из государственного бюджета на образование резервного и основного фондов Госстраха были выделены средства, которыми ограничивалась ответственность государства по операциям Госстраха. В 1925/26 г. сумма средств, отпущенных бюджетом Госстраху, составляла 7,5 млн. руб., из них 5 млн. руб. были направлены в основной и 2,5 млн. руб. в специальный резервный фонды.
Советское государство проявляло большую осторожность при введении обязательных форм страхования, тщательно учитывало интересы трудящихся. Так, в соответствии с решениями XIII партийной конференции было установлено, что обязательное страхование посевов и скота может вводиться только с согласия уездных съездов Советов или пленумов уездных исполкомов. Лишь после того, как почти все уезды высказались за обязательность этого вида страхования, оно было введено повсеместно.
Первенствующее значение в деятельности Госстраха имело обязательное страхование имущества от огня, посевов от градобития и животных (крупного рогатого скота, лошадей) от падежа. Эти виды страхования проводились в окладной (нормативной) форме. Такая форма организации обязательного страхования позволяет шире использовать его для планирования народного хозяйства, упростить страховую работуt связанную с обслуживанием миллионов хозяйств, более четко проводить классовую политику
в страховом деле. Страховая обеспеченность бедноты по сравнению с другими группами крестьянства оказывалась выше, так как у бедноты стоимость застрахованных объектов была ниже, а гори-мость строений н гибель скота — выше средних, исходя из которых устанавливались единые нормы страхового обеспечения и страховые тарифы.
Обязательный характер страхования вообще позволял снизить страховые тарифы: по страхованию от огня — с 1,26% в 1923/ /24 г. до 0,77% в 1925/26 г., по страхованию посевов — с 2,08 до 1,15 %, крупного рогатого скота — с 5,33 до 3%, лошадей — с 8,5 до 6%, За счет особых надбавок к тарифам для зажиточных хозяйств маломощные хозяйства получали, кроме того, скидки, а беднота вовсе освобождалась от страховых взносов. В 1925/ 26 г. от платежей было освобождено по страхованию от огня и страхованию посевов 15% общего числа застрахованных хозяйств, по страхованию крупного рогатого скота — 10, по страхованию лошадей — 7,5%. В городах также беднейшее население освобождалось от страховых взносов (в пределах 5% начисленных суим по каждому виду страхования), а рабочим, служащим, семьям красноармейце?, пенсионерам и т. п. предоставлялись скидки в размере от 5 до 20%.
Снижая тарифы и одновременно из года в год повышая размеры страхового обеспечения, государство сводило рентабельность страховых операций к минимуму. Из 173,6 млн. руб., собранных за пять лет (1921/22—1925/26 гг.) по обязательному окладному страхованию выплачено 108,9 млн. руб. страхового возмещения, 41,5 млн. руб. ушло на общие расходы н возмещение курсовых потерь, 9,3 млн. руб.— иа сложение льгот, 9,7 млн. руб. отчислено на меры превенции и репрессии. Страхование посевов от града и животных от падежа было убыточным.
Кроме обязательного окладного страхования проводились: обязательное страхование принадлежащего государству имущества, переданного в пользование частным лицам н организациям на правах аренды или в иной форме, а также имущества, служившего обеспечением банковских ссуд и варрантных (складочных и залоговых) свидетельств; добровольное транспортное страхование, страхование от огня, страхование посевов от градобития н иных бедствий и сельскохозяйственных животных от падежа; гарантийное страхование (имело целью покрыть убытки, причиненные хозяйственным организациям небрежными или преступными действиями нх работников, которым поручена охрана и обслуживание денежных н материальных ценностей); добровольное страхование имущества государственных учреждений н предприятий, не подлежащего обязательному страхованию, и некоторые другие виды страхования.
Прибыли Госстраха СССР распределялись следующим образом: но окладному страхованию 50% направлялось в резервный запасный фонд и на меры превенции и репрессии, по остальным операциям — 50% распределялись так: 20% — на меры превенций и репрессии, 15% — на рабочее жилищное строительство, 10% — в доходы бюджета и 5 % — в фонд улучшения быта служащих. За 5 лет было направлено на меры превенции и репрессии 21,6 млн, руб., на рабочее жилищное строительство — 10,3 млн., в доход государственного и местных бюджетов — 7,7 млн. руб. На 1 октября 1926 г. запасные и резервные фонды Госстраха СССР достигли 64,7 млн. руб.