Важнейшее значение в истории советской налоговой системы имело введение и развитие подоходного обложения, позволяющего максимально дифференцировать платежи и, следовательно, наиболее эффективно использовать налоговый метод регулирования доходов и накоплений для ограничения и вытеснения капиталистических элементов.
Начало развитию подоходного обложения в городах было положено введением в ноябре 1922 г. подоходно-поимущественного налога. Государственные и кооперативные предприятия, смешанные общества и крестьянские хозяйства этим налогом не облагались.
Основой обложения был совокупный доход, определяемый по декларациям- плательщиков. Ставки налога — от 0,83 до 15% — зависели только от размера дохода. Заработная плата рабочих и служащих в совокупный доход не включалась, и налог с нее взимался при ее выплате. С января 1923 Г. для рабочих и служащих был установлен повышенный необлагаемый минимум.
В дополнение к окладам подоходного налога устанавливались оклады налога с имущества, не составляющего предметов про-ммсла плательщика, в размере от 0,33 до 1,5% стоимости имущества. Привлечение к обложению имущества объясняется тем, что в первые годы нэпа, в связи с денационализацией мелких предприятий и возникновением новых торговых и промышленных частных предприятий, Переход имущества из рук в руки имел довольно крупное значение. Капиталистические элементы (нэпманы) обращали в имущество часть своих доходов и накоплений и, с другой стороны, прибегали к ликвидации части своего имущества для. получения оборотных капиталов. Ограничиться в этих условиях одним подоходным обложением означало бы освободить от обложения часть капиталистических элементов и вообще такие хозяйственные операции, обложение которых могло бы дать бюджету дополнительный доход.
Применение системы деклараций к лицам с мелкими доходами (они по своей численности составляли основной контингент налогоплательщиков) неоправданно усложняло взимание налога. В конце 1923 г. подоходно-поимущественный налог был разграничен на основной («классный») и дополнительный (прогрессиввый). Первый начислялся и взимался без представления плательщиками деклараций — по спискам, составляемым домоуправлениями или исполкомами. Все плательщики основного налога делились на три категории: А — рабочие и служащие с заработной платой не менее 75 руб. в месяц (необлагаемый минимум), Б — лица, получаюпгие доход от личного труда не по найму, В — лица, имеющие нетрудовые доходы. Плательщики каждой категории подразделялись, далее, на группы в зависимости от размера дохода, для каждой из которых был установлен твердый оклад налога. Минимальный оклад (один для всех категорий пла-телыциков) равнялся 3 р. 60 к., максимальный для плательщиков категории А — 15 руб., категории Б — 18 и категории В — 72 руб.
Дополнительным налогом облагались (с зачетом уплаченного основного налога) на основании деклараций лица, совокупный доход которых за полугодие превышал: для рабочих и служащих — 900 руб., для других плательщиков — от 300 до 500 руб. в зависимости от пояса местности. Ставки налога дифференцировались по размерам совокупного дохода и достигали 25% с дохода, превышающего 8000 руб. в полугодие. Налог этот взимался также с частных юридических лиц. В 1924 г. обложение имущества было отменено в подоходно-денежный налог преобразован в подоходный.
Для обеспечения устойчивости поступлений в бюджет части прибылей государственных предприятий и привлечения накоплений кооперации в 1923 г. был введен подоходный налог с государственных (переведенных на хозрасчет) и кооперативных предприятий. Поскольку при этом не ставилась задача регулирования накоплений, налог был пропорциональным, взимался в размере 8% чистого дохода, не превышающего установленную сумму, при условии, что размеры налога не должны превышать обложения подоходным налогом частных предприятий.
Одной из характерных черт налоговой системы первого периода нэпа была множественность платежей. Она вызывалась отсутствием опыта налоговой работы в новых условиях, упрощенностью построения основных налоговых платежей, ростом потребностей государства и его местных органов в денежных ресурсах.
Важнейшей причиной введения некоторых налогов и сборов явилась необходимость в экстренном порядке мобилизовать средства для оказания помощи голодающим и борьбы с последствиями голода, вызванного неурожаем. В этих целях в феврале 1922 г. был установлен единовременный государственный общегражданский налог, к уплате которого привлекалось все взрослое население страны. В следующем году для оказания помощи сельскому хозяйству налог этот был повторен. Для мобилизации средств на борьбу с голодом устанавливалось также дополнительное обложение промысловым налогом.
Налоги с несельскохозяйственного населения вводились с самого начала в денежной форме. Иначе обстояло дело в деревне. Вследствие натурализации сельского хозяйства в предшествующий период, большой нужды государства в сельскохозяйственных продуктах и невозможности их получения в обмен на промышленные товары среди налоговых платежей крестьянства в первое время преобладали натуральные платежи и повинности.
Первым чисто денежным налогом с крестьянства был введенный в мае 1922 г. подворно-денежный налог. Однако он носил местный характер, предназначался для расходов местных бюджетов.