Расходы на оплату сельскохозяйственных продуктов возрастали отчасти в связи с увеличением количества продуктов, поступавших в порядке разверстки по твердым ценам, главным образом в результате роста цеи на немонополизированные государством продукты, заготовляемые кооперацией по договорам с крестьянами и па рынке. Государство снабжало для этой цели кооперацию денежными средствами. В прифронтовой полосе по рыночным или близким к ним ценам нередко заготовлялись также и основные сельскохозяйственные продукты. Размеры денежного довольствия в Красной Армии и пособий семьям красноармейцев увеличивались вместе с ростом численности личного состава Красной Армии и суммы пособий.
Хотя удельный вес натуральной заработной платы повышался, денежные фонды заработной платы росли. Это вызывалось увеличением численности рабочих и служащих в связи с национализацией предприятий, ростом государственного аппарата по мере усложнения его функций и освобождения советской территории от интервентов и белогвардейцев, а также в связи с повышением ставок заработной платы. Вследствие хозяйственной разрухи государство не могло полностью удовлетворить даже минимальные потребности рабочих и служащих. Из-за недостатка продуктов продовольственные карточки полностью не отоваривались. Получаемые по карточкам продукты покрывали примерно лишь половину потребности городского населения. Учитывая это, государство не только выплачивало рабочим и служащим заработную плату деньгами, но и предоставляло им ссуды и допол-
нительные отпуска для самозаготовок, право беспрепятственно провозить продукты или отправлять их почтовыми посылками в пределах нормы.
Потребность предприятий и учреждений в наличных деньгах не ограничивалась заработной платой рабочим и служащим. Наличные деньги расходовались также на оплату сырья и материалов, приобретаемых на стороне, так как из-за общей нехватки последних центры, главки и отделы ВСНХ снабжали ими преимущественно предприятия, работавшие непосредственно на оборону. Вследствие недостаточности централизованного снабжения государственным учреждениям и снабженческим организациям Красной Армии разрешалось в ряде случаев приобретать материалы и другие товары у частных лиц, а также оплачивать по сдельным ставкам, в порядке соглашения, некоторые мелкие хозяйственные работы (погрузочно-разгрузочные и др.). В связи с »тим государственные предприятия и учреждения включали в сметные заявки значительные требования на наличные деньги. О большой нужде хозяйственных организаций в наличных деньгах свидетельствовали многочисленные требования с мест срочно выслать денежные подкрепления ввиду угрозы срыва заготовок продовольствия, топлива, семян, сырья для промышленности, приостановки работ по восстановлению заводов, налаживанию работы советского аппарата на освобожденных территориях.
Вследствие развития системы бесплатного снабжения и резкого сокращения поступлений от налогов денежные расходы государства намного превышали его денежные доходы. Советская власть оказалась вынужденной использовать бумажноденежную эмиссию как средство дополнительной мобилизации ресурсов для снабжения населения.
За период с 1 июля 1918 г. по 1 января 1921 г. денежная масса, выпущенная в обращение, увеличилась с 43,7 млрд. до 1168 млрд. руб., т. е. в 26,7 раза, покупательная же сила рубля упала в 188 раз. Рост денежной массы сопровождался, следовательно, еще более быстрым обесценением денег. Это отражало сокращение потребностей хозяйственного оборота в деньгах каь средстве обращения, которое вызывалось прежде всего общим падением производства продукции народного хозяйства, резким сокращением товарных фондов и натурализацией хозяйственных отношений, В 1920 г. продукция хлопчатобумажной промышленности составляла лишь 6,6% от уровня 1913 г., пищевой — 12,3, сахарной — 6,7%. Товарные фонды сократились еще более, так как подавляющая доля продукции шла на снабжение армии. Так, в 1920—1921 гг. в армию направлялось 40% хлопчатобумажных и от 70 до 100% других тканей, 90% мужской обуви, 60% сахара, мяса и рыбы, 100% табака и т. д. Быстрому обесценению денежных знаков содействовали также местные эмиссии и сокращение (в отдельные периоды гражданской войны) территории, на которой обращались советские денежные знаки.
Положительным результатом падения покупательной силы денег было обесценение денежных накоплений капиталистических .элементов города и деревни. Вся система экономических н финансовых мероприятий партии и правительства содействовала тому, чтобы основная тяжесть инфляции ложилась не на трудящихся, а на городскую буржуазию и кулачество. В этом состояло принципиально иное содержание и значение обесценения денег в условиях Советской власти по сравнению с бумажноденежной инфляцией в условиях капитализма. Однако падение покупательной силы денег оказывало н большое отрицательное влияние. Оно стимулировало развитие натурального обмена (что в свою очередь усиливало обесценение рубля), вносило дезорганизацию в денежные отношения, явилось одной из причин перехода к бесплатному снабжению, резко снижало роль и значение денег. На этой почве возникли и получили широкое распространение неправильные взгляды, будто советская экономика уже пришла к отмиранию денег и деньги вообще несовместимы с движением к коммунизму.
В мае 1919 г. Всероссийский съезд финансовых работников принял резолюцию, в которой говорилось: «Развитие и укрепление натурального обложения, в форме предоставления государству части продуктов труда в натуральном виде и в форме трудовой повинности, должно послужить основной целью советской налоговой политики, а в деле устранения денежного хозяйства — одной из главных задач Советской власти» г. Авторы отчета о финансировании национализированной промышленности за 1919^ г., составленного финансово-счетным отделом ВСНХ, заявляли, что «учет предприятий в денежных единицах совершенно не отвечает существу дела и техническим операциям, сметы, составляемые в рублях, являются фикциями и имеют лишь весьма относительное значение», бухгалтерские расчеты между предприятиями «при более глубоком проведении сметного финансирования уже значительно изжили себя и целесообразен лишь материальный учет» 3. Разрабатывались проекты замены денежного учета непосредственно трудовым, введения так называемых тредов (трудовых единиц учета) вместо денег. Троцкисты, воспевая «печатный станок», предлагали сохранить деньги лишь для экспроприации крестьянства с помощью чрезмерной эмиссии, рассматривая обесценение денег как якобы нормальный путь их «отмирания».
Эти настроения, теории и взгляды противоречили установкам Коммунистической партии, изложенным в ряде выступлений В. И. Ленина, относящихся к 1918—1920 гг., и в Программе партии, принятой VIII съездом партии в марте 1919 г.
Натурализация хозяйственных отношений и резкое снижение роли и значения денег сужали основы и сферу функционирования финансов, ослабляли их значение, ограничивали возможности их применения для мобилизации и распределения ресурсов. Это побуждало к сокращению финансово-кредитного аппарата и привело в конечном счете к его почти полному упразднению.