Натуральный налог должен был увеличить продовольственные ресурсы в распоряжении государства и содействовать проведению государственных заготовок. Мобилизацию всех хлебных излишков налог обеспечить, конечно, не мог. Чтобы сломить сопротивление кулачества, Советская власть вынуждена была ввести продразверстку. По мере расширения разверстки значение натурального налога падало.
Важнейшее значение среди налоговых мероприятий в тот период имели единовременные чрезвычайные революционные налоги.
Одновременно с натуральным налогом в октябре 1918 г. был установлен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, сыгравший немаловажную роль в укреплении военно-политического союза между рабочим классом и крестьянством и в борьбе деревенской бедноты против кулачества. Налогом облагались только имущие слои городского и сельского
населения. От него полностью освобождались все трудящиеся, заработок или пенсия которых не превышали 1500 руб. в месяц, и вся деревенская беднота. В решении VIII съезда партии особо указывалось, что «закон Советской власти о чрезвычайном налоге, в отличие от всех законов всех буржуазных правительств в мнре, настаивает на том, чтобы тяжесть налога ложилась целиком на кулаков, на немногочисленных представителей эксплуататорского крестьянства, нажившего себе особые богатства за время войны. Среднее же крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере, вполне посильном и не обременительном для него.
Местным Советам было разрешено вводить местные единовременные чрезвычайные революционные налоги для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования всех неотложных расходов ио дополнительным сметам. Налоги эти должны были взиматься преимущественно деньгами одновременно с текущими окладами и недоимками по всем другим государственным и местным налогам, включая общегосударственный чрезвычайный революционный налог.
Единовременные чрезвычайные революционные налоги содержали в себе элемент контрибуций и организованное в общегосударственном масштабе обложение имущих слоев населения. При их взимании на местах проводился учет имущественного положения отдельных лиц и хозяйств, а также обязательная регистрация владельцев текущих счетов и вкладов во всех кредитных учреждениях.
Продолжая взимание сохранивших свое значение в новых условиях дореволюционных налогов, Советское государство усиливало их классовую дифференциацию. В марте 1919 г. была повышена прогрессия ставок подоходного налога: доходы, превышавшие установленный максимум (в Москве и Петрограде — 96 тыс, руб.), подлежали полному изъятию, с остающейся же у налогоплательщика суммы доходов (но не свыше установленного максимума) ставка налога достигала 25%. Следовательно, максимальный доход, который оставался у налогоплательщика в Москве и Петрограде после уплаты подоходного налога, не мог превышать 72 тыс. руб., что в переводе по индексу цен составляло около 3,5 тыс. довоенных золотых рублей в год. Это была экспроприация крупных эксплуататорских доходов путем революционного применения налогов, В целях обеспечения контроля масс за определением контингента налогоплательщиков и их облагаемых доходов списки плательщиков публиковались для всеобщего сведения.
Круг плательщиков подоходного и промыслового налогов был расширен: подоходный налог распространялся на сельское насе-
ление, промысловый — на мелкие- торговые и промышленные предприятия. Несмотря на это, финансовая эффективность нало-• гов резко снижалась, что объясняется почти полным прекращением легальной частной торговли, расширением национализации, падением ценности денег. Национализированные предприятия указанными налогами не облагались. В августе 1919 г. от обложения была полностью освобождена также кооперация.
Более значительные поступления в государственный бюджет дали в 1919 г. прямые начисления к ценам товаров, установленные в конце 1918 г. взамен акцизов. Однако по мере развития системы прямого натурального снабжения предприятий и учреждений и бесплатных транспортных перевозок сумма поступавших начислений все более уменьшалась. В январе 1920 г. эти отчисления были отменены.
Натурализация хозяйственных отношений, огромное обесценение денег, крупные успехи в экспроприации денежных накоплений капиталистических элементов привели к резкому снижению денежных налогов вообще. В конце 1920 г. Наркомфин разработал проект постановления об отмене взимания всех государственных н местных денежных налогов и недоимок по иим. Отмена эта мотивировалась тем, что крестьянство и промысловое городское население участвуют в выполнении трудовой повинности и в содержании государства путем передачи ему части продуктов по разверстке. По проекту сохранялись лишь местные единовременные сборы, проводимые для удовлетворения местных нужд. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов, что послужило основанием для полного расформирования налогового аппарата".