 |
 |
 |
 |
Унификация финансовой системы |
|
 |
|
 |
В первое время проводимая Советской властью частичная унификация финансово-кредитной системы имела целью создание единого кассово-расчетного аппарата, который бы облегчил учет и контроль и давал возможность эффективнее использовать все денежные ресурсы хозяйства путем сосредоточения свободных средств на счетах в кредитных учреждениях и развития безналичных расчетов. В октябре 1918 г. на Народный банк РСФСР были возложены кассовые операции по исполнению государственного бюджета, а Департамент государственного казначейства и его местные органы объединялись с учреждениями Народного банка. В апреле 1919 г. последовало слияние с Народным банком народных (бывших сберегательных) касс. Дальнейшие же шаги по линии унификации финансово-кредитного аппарата уже полностью отражали особенности организации производства и распределения общественного -продукта в -период военного коммунизма. Обстановка, сложившаяся в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, исключала возможность хозрасчетной организации работы предприятий. На первом плане стояла задача выпускать продукцию хотя бы ценой больших дополнительных расходов. Непосредственная связь между денежными затратами предприятий и экономическими результатами их деятельности неизбежно нарушалась самой жизнью. Декрет Совнаркома от 23 января 1919 г. «О расчетных операциях между советскими учреждениями» предусматривал две группы государственных и находящихся под контролем, (на учете) промышленных предприятий: предприятия, состоящие на сметно-бюджетиом финансировании, и предприятия, располагающие собственными оборотными средствами и имеющие текущие счета в банке. Предприятия первой группы производили хозяйственные затраты за счет ассигнований из государственного бюджета на основании утвержденных смет (или в порядке авансов под одобренные сметы) / Стоимость продукции этих предприятий, передаваемой по нарядам, зачислялась в доход казны, н на соответствующую сумму уменьшались бюджетные ассигнования предприятиям или учреждениям, получающим эту продукцию (потребителям). Предприятия второй группы зачисляли выручку от реализации продукции на свои текущие счета и производили хозяйственные затраты за счет собственных оборотных средств и кредитов банка. Бюджетными ассигнованиями покрывалась лишь разница между расходами н доходами таких предприятий. Сметный порядок финансирования предприятий в пределах разницы между доходами и затратами их не дал нужных результатов. Вследствие больших опозданий с утверждением смет бюджетное финансирование получило в основном характер авансовых выдач, лишь отдаленно связанных с разрабатываемыми сметами. Большая часть расходов предприятий промышленности и их внебюджетные поступления по-прежнему оставались вне действительного финансового контроля. Аналогичное положение создавалось и в других отраслях народного хозяйства. Наркомпрод, например, получал средства на продовольственные операции из бюджета, выручку же от продажи заготовленных продуктов не сдавал в доход казны, а сохранял у себя или оставлял в распоряжения местных продовольственных органов. Никакой отчетности об использовании этих средств ие представлялось. Ведомства располагали разнообразными специальными средствами, фондами и капиталами, совершенно выпадавшими из сферы финансового контрбля. Отрицательные стороны -установившейся практики финансирования становились все более нетерпимыми по мере расшире- : ния государственного хозяйства в результате национализации мелких предприятий и развития системы государственного снабжения населения. Назревала необходимость перевода всех государственных предприятий исключительно на сметное содержание за счет бюджета. Перевод этот был осуществлен декретом Совнаркома от 4 марта 1919 г. Согласно декрету, государственный бюджет становился един-ствеиным источником денежных средств всех государственных предприятий, расходы которых должны впредь производиться исключительно по сметам. Все без исключения денежные поступления за продукцию и по всем другим доходным источникам предприятий подлежали сдаче в доход бюджета. Все обязательства государственных предприятий по отношению друг к другу ликвидировались. Установленный вначале для промышленных предприятии сметно-бюджетный порядок финансирования был затем распространен иа все государственные предприятия и хозяйственные организации. Перевод предприятий исключительно на сметно-бюджетное финансирование устранял необходимость их кредитования. В отношении этих предприятий Народный банк сохранял свое значение лишь как кассово-расчетный центр. Однако и эта функция становилась все менее значимой. Поскольку 'сметы предприятий имели в большинстве случаев ориентировочный характер, составлялись с огромным опозданием, а денежных ресурсов не хватало, то финансирование фактически производилось ие в соответствии, со сметами или действительными потребностями предприятий, учреждений и хозяйственных организаций, а в зависимости от возможности снабжения их денежными знаками. Контроль со стороны Народного банка в этих условиях был чисто формальным, так как банк не входил в суть финансируемых операций. Снижалось также значение байка как органа кредитования кооперации. В начале периода потребительская кооперация вела еще крупные заготовки немонополнзпрованных государством продуктов, что служило основанием для ее кредитования. По мере расширения перечня продуктов, на которые распространялась разверстка, заготовительная деятельность кооперации свертывалась. Кооперация все более превращалась в подсобный распределительный орган Наркомпрода. Что же касается местной кустарной промышленности (крупная и средняя была сосредоточена в руках государства), то она работала по государственным заданиям, получая авансы и сдавая все изделия Наркомпроду с оплатой из государственных средств по смете Наркомпрода. Не было необходимости также и в кредитовании внешней торговли, которая вследствие экономической блокады со стороны империалистических государств совершенно прекратилась. В итоге кредитные операции Народного банка резко уменьшились. Деятельность его ограничилась кассовым исполнением бюджета и в конце концов свелась к распределению денежных знаков. Самостоятельное его существование как кредитного аппарата становилось нецелесообразным. В течение 1919 г. на местах производилось объединение банковских и финансовых органов: филиалы Народного банка, сначала подчиненные финансовый отделам Советов, затем полностью сливались с ними в качестве их подотделов. Логическим завершением этого процесса явился декрет Совнаркома от 19 января 1920 г. «Об упразднении Народного банка. «Национализация промышленности,—указывалось в декрете,— объединила в руках государства важнейшие отрасли производства и снабжения. Вместе с тем она подчинила общему сметному порядку всю государственную промышленность и торговлю, что исключает всякую необходимость дальнейшего пользования Народным (государственным) банком, как учреждением государственного кредита в прежнем значении этого слова. Одновременно была проведена унификация кооперации: все виды кооперативных организаций были объединены, кредитные и ссудо-сберегательные товарищества слиты с потребительскими обществами. Тем самым свелась на нет и система кооперативного кредита. Ликвидация непосредственных расчетов между предприятиями и хозяйственными организациями, устранив полностью взаимный контроль, ослабляла вместе с тем эффективность контроля со стороны финансовых органов. В связи с этим большое значение приобрела деятельность органов Наркомата государственного контроля, заключавшаяся в проведении предварительной проверки операций и фактических ревизий. Предварительный контроль сыграл свою роль в борьбе со злоупотреблениями и излишествами в расходовании средств. Хотя он сильно задерживал операции, все. же иеналажеиность сметного дела и невозможность применения других, более эффективных форм контроля вынуждали сохранить предварительный контроль в течение всего рассматриваемого периода. |
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
 |