Система централизованного прямого распределения продуктов и натурализация хозяйственных отношений обусловили также глубокую перестройку государственного социального обеспечения и упразднение государственного страхования.
После перевода предприятий на сметно-бюджетное финансирование и включения их доходов и расходов в государственный бюджет взимание с них страховых взносов утратило смысл. В апреле 1919 г. государственные предприятия и учреждения, а в ноябре 1920 г. также и кооперативные объединения были освобождены от взносов на социальное обеспечение. Средства на социальное обеспечение и охрану труда стали отпускаться из бюджета по смете Наркомата труда, а на врачебную помощь — по смете Наркомата здравоохранения. С частных предприятий и лиц, пользующихся наемной рабочей силой, страховые взносы взимались по-прежнему, но зачислялись в общий доход бюджета, т. е. обезличивались.
Исключительно большое внимание партия и правительство уделяли материальному обеспечению красноармейцев и членов их семейств, а также жертв контрреволюции. С сентября 1918 г. действовали центральная и местные комиссии помощи жертвам контрреволюции, в задачи которых входило: удовлетворение нужд трудящихся, пострадавших от контрреволюции, а также их семей в кровле, пище, одежде, медицинской помощи, работе и т. д.; обеспечение больных, раневых, инвалидов, осиротелых семей, вдов, сирот и всех нетрудоспособных, впавших в постоянную нужду и оставшихся без средств к существованию; восстановление уничтоженного или расстроенного хозяйства трудящихся городов н деревень. На одну лишь вторую половину 1918 г. аванс для зачисления в фонд помощи жертвам контрреволюции был предусмотрен в сумме 100 млн. руб.
При введении государственной страховой монополии (декабрь 1918 г.) было постановлено, что все государственные предприятия и имущества страхованию не подлежат. В дальнейшем по мере расширения государственного хозяйства в связи с национализацией не только крупных, но и средних и части мелких предприятий, а также по мере превращения кооперации в подсобный орган Наркомпрода круг объектов' страхования еще более сузился. Нетрудовые хозяйства, число Которых резко сокращалось, ие подлежали страхованию, поскольку по отношению к ним проводилась политика экспроприации. Что же касается трудовых единоличных хозяйств и всего трудового населения, то по мере усиления централизации в использовании трудовых ресурсов и в распределении продуктов страхование все более уступало место социальному обеспечению.
В ноябре 1919 г. было отменено страхование жизни во всех его видах, а также страхование капиталов и доходов, все договоры были аннулированы и взносы перечислены в доход бюджета. Нетрудоспособные и несовершеннолетние, лишившиеся в связи с этим страхового вознаграждения, подлежали социальному обеспечению на общих основаниях. В июле 1920 г. было прекращено взимание взносов с застрахованного имущества, а в декабре государственное имущественное страхование полностью отменено. Вместо него оказывалась бесплатная государственная помощь (натурой или в исключительных случаях деньгами) пострадавшим от стихийных бедствий трудовым хозяйствам при условии, что их деятельность отвечает интересам рабоче-крестьянского государства.
Таким образом, в 1920 г. была закончена унификация финансовое системы, вызывавшаяся условиями и обстановкой периода иностранной военное интервенции и гражданской войны. Вместо многочисленных: департаментов, управлений, инспекций в Нар-комфине были организованы три. центральных управления — Бюджетнс-расчетное, Налоговое и Центральная канцелярия. Основными функциями этого аппарата стали осуществление бюджетных расчетов и распределение денежных знаков. К концу 1920 г. местный аппарат Наркомфина состоял из 77 губернских и 617 уездных финансовых отделов н 53 касс.