Жесткая централизация руководства хозяйственной деятельностью, натурализация хозяйственных отношений н все изменения в области финансов нашли свое яркое отображение в государственном бюджете.
Обстановка, возникшая в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, препятствовала развитию федеральных основ построения государственного бюджета в соответствии с «Декларацией прав народов России». Все же именно в тот период были сделаны первые шаги в этом направлении.
1 июня 1919 г. ВЦИК принял декрет, предопределивший финансовые взаимоотношения между советскими социалистическими республиками. Было признано необходимым тесное объединение военных организаций в военного командования, советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансовых органов, комиссариатов труда советских социалистических республик «с тем, чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках одной коллегии» '*, Однако наступление Деникина и контрреволюционные перевороты в Латвии, Литве и Белоруссии, опиравшиеся на силы интервентов, прервали летом 1919 г. процесс объединения советских социалистических республик, а вместе с тем и процесс федерального построения советского государственного бюджета. Лишь по мере очищения территории РСФСР и братских советских республик от интервентов и белогвардейцев оказалось возможным развитие федеративного строительства на основе договорных отношений между этими республиками и образования автономных советских республик и автономных национальных областей в пределах РСФСР. Что касается Прибалтийских государств — Литвы, Латвии, Эстонии, то их освобождение последовало дшпь в 1940 г.
Конституция РСФСР 1918 г. установила разграничение доходов и расходов Республики на общегосударственные н местные и обязательное составление смет местными Советами. По утвержденному Совнаркомом в декабре 1918 г. u Положению о денежных средствах и расходах местных Советов каждый Совет имел самостоятельную смету (месячный бюджет). Однако падение роли денежных налогов, строгая централизация распределения продуктов, централизованный характер основного источника денежных доходов бюджета — эмиссии ставили местные бюджеты во все большую зависимость от субсидий центра, сводили на нет их самостоятельные источники доходов.
Еще в мае 1919 г. Всероссийский съезд заведующих финансовыми отделами высказался за слияние- общегосударственного и местных бюджетов. В июле 1920 г. сессия ВЦИК по докладу Наркомфина постановила: разделение бюджета на общегосударственный и местные отменить и в дальнейшем местные расходы и доходы включать в общегосударственный бюджет.
Перевод предприятий на еметно-бюджетное финансирование предопределил включение в бюджет на только смет управленческого аппарата, расходов на социально-культурные мероприятия, оборону и части накоплений и затрат государственного хозяйства, но и полностью финансовых смет всех государственных предприятий промышленности, сухопутного и водного транспорта, совхозов, аппарата заготовок и распределения продуктов, включая сметы на выдачу ссуд и пособий кооперации. Очевидно, что на базе проведенной национализации средств производства и обращения его должно было резко увеличить объем продукции народного хозяйства в сравнении с ее динамикой. В действительности же удельный вес бюджета снизился. Так, например, валовая продукция цензовой промышленности составляла в 1920 г. в золотом исчислении 13,1% от уровня 1913 г., расходы же государственного бюджета — 4,4, а доходы — лишь 0,5%. Бюджет далеко не полно охватывал доходы н расходы государства.
Характерный для развития государственного бюджета в период иностранной военной интервенции и гражданской войны является процесс превращения его из денежного бюджета в материальный по мере натурализации хозяйственных отношений в стране. Этот процесс был связан с делением доходов и расходов бюджета на пряные и оборотные, получившим практическое применение начиная с бюджета па июль — декабрь 1919 г.
Оборотные статьи бюджета не отражали реальных бюджетных поступлений и затрат, а служили лишь целям учета движения материальных ценностей внутри государственного хозяйства, осуществляемого без всякой оплаты. Расчеты между государственными предприятиями и учреждениями производились путем оборотных бухгалтерских перечислений и сводились к простому переписыванию сумм с одних счетов на другие, которое являлось же отражением реальных финансово-экономических требований предприятий или учреждений друг к другу, реальных взаимных денежных обязательств и их выполнения, а лишь счетным отражением перехода материальных ценностей от одного предприятия к другому. С отменой оплаты за государственные продукты и услуги, предоставляемые и оказываемые населению, сфера движения материальных ценностей без участия денег еще более расширялась. Вместе с тем систематически сокращались в своем реальном выражении прямые доходы и расходы, отображавшие действительные денежные поступления и действительные денежные затраты бюджета.