По мере натурализации отношений внутри государственного хозяйства проведение оборотных статей через бюджет представлялось все более излишним. На первый план выдвигались чисто материальные расчеты, денежные же расчеты рассматривались как условный измеритель, изо дня в день утрачивающий свое значение. Было принято решение — взаимные расчеты между советскими учреждениями из денежного государственного бюджета исключить и аннулировать без всяких денежных или материальных компенсаций, разработать основы материальных (безденежных) расчетов и новой схемы бюджета.
Невероятные трудности, обусловленные иностранной военной интервенцией и гражданской войной, отразились на большой дефицитности бюджета. При резком сокращении налоговых поступлений и отсутствии доходов от государственных кредитных операций покрывать бюджетный дефицит удавалось только путем усиления бумажноденежной эмиссии. Однако из-за обесценения денег эффективность эмиссии падала. При росте среднемесячных размеров эмиссии с 2,9 млрд. руб. в июле — декабре 1918 г. до 109,4 млрд. руб. в июле —декабре 1920 г. среднемесячный реальный доход до эмиссии снизился с 27,1 млн. до 10,2 млн. руб.
За 1918—1920 гг. были составлены четыре полугодовых и один (на 1920 г.) годовой бюджет.
Существенная роль поступлений от налогов предусматривалась только в 1918 г. причем и тогда ннй покрывалось менее четверти всех бюджетных расходов. В дальнейшем налоговые поступления резко снизились и доходная часть бюджета в основном сводилась к доходам от промышленности, снабженческих операций, транспорта и связи. Однако доходы эти составляли небольшую долю бюджетных затрат по соответствующим отраслям хозяйства. Очевидно, что расходы предприятий и организаций охватывались государственными росписями полнее, чем их доходы. Анализ приведенных данных затрудняется несопоставимостью подразделений доходной и расходной частей бюджета вследствие изменений номенклатуры доходов и расходов, принципов построения бюджета, а также вследствие разной степени охвата расходов в бюджете и разнообразия денежной оценки бюджетных затрат. Кроме того, данные росписей не выражают, конечно, фактических доходов и расходов.
Отчетов об исполнении росписей за эта годы нет, а имеющиеся материалы текущего учета полностью доходы и расходы бюджета не отражают.
Истощенная империалистической войной, окруженная кольцом блокады н интервенции, Советская страна все же находила ресурсы для хозяйственного и культурного строительства. В этом проявился поразительный подъем творческой инициативы н энтузиазма масс, вызванный социалистической революцией.
Именно в годы гражданской войны зародился и начал претворяться в жизнь великий ленинский план электрификации страны. В росписях государственных доходов на 1918—1920 гг. были предусмотрены крупные ассигнования ва подготовительные мероприятия и строительство электростанций на Свнри, Волхове, Шатуре, Кашире, на орошение Туркестана, шлюзование рек Сухоны, а также Северной Двины, на подготовительные работы по сооружению Волго-Донского канала и т. д.
Проводилась система мероприятий в области строительства совхозов и колхозов. Государство оказывало крестьянству не только агрономическую помощь, но и снабжало его в меру возможностей сельскохозяйственными машинами, семенами, удобрениями, организовывало ремонт машин и орудий. Еще в ноябре 1918 г. Совнарком выделил фонд в размере 1 млрд. руб. для выдачи пособий и ссуд крестьянам на мероприятия по подъему сельского хозяйства. На финансирование совхозов было отпущено из бюджета 836,6 млн, руб. в 1919 г. и 8641,1 млн. руб. в следующем году. В крупных масштабах развертывалась работы по обеспечению армии и населения городов продовольствием.
Особенно широкий размах получило после Октябрьской революции социально-культурное строительство. Был введен принцип всеобщности и бесплатности обучения, соответственно с этим сильно расширена сеть школ. Коренным образом перестраивались методы преподавания, увеличивалось снабжение учебными пособиями и т. д. Устанавливалось и расширялось социальное обеспечение учащихся, что делало образование действительно народным, общедоступным. Государство организовывало бесплатное питание (горячие завтраки) и снабжение учащихся учебниками, письменными принадлежностями, а при недостатке средств у родителей — также одеждой и обувью, открывало детские клубы и дома-коммуны. Сильно расширилась сеть средних школ и вузов. Была обеспечена общедоступная лечебная помощь, приняты меры к улучшению санитарного состояния населенных мест.