Кредитная и налоговая реформы привели к новой организации фондов денежных ресурсов и денежных накоплений предприятий н организаций государственного хозяйства. В ее основу были положены: прямая, непосредственная связь денежных фондов и накоплений с планами производства и реализации продукции; строгое разграничение ресурсов, предназначенных для капитальных вложений и для текущей оперативной деятельности предприятий и хозяйственных органов; более глубокое и последовательное проведение принципа единства общегосударственных, т. е. централизованных (государственный бюджет и др.), и децентрализованных (находящихся в распоряжении отдельных государственных предприятии и хозяйственных организаций) фондов денежных ресурсов с соблюдением требований хозрасчета; введение прямого банковского кредитования.
В пользование каждого предприятия государство выделяло (закрепляло за ним) необходимые для его деятельности основные
фонды. На предприятие возлагалась обязанность обеспечивать финансовые условия для воспроизводства этих фондов посредством амортизационных начислений, суммы которых включались в себестоимость продукции. Эти начисления образовывали амортизационные фонды предприятий и хозяйственных организаций и использовались для финансирования капитальных ремонтов и в качестве источника новых капитальных вложений.
Потребности предприятии в увеличении основных фондов удовлетворялись на основе государственных планов капитальных вложений за счет мобилизации внутренних ресурсов предприятия, предусматриваемой для этого планом части прибыли предприятия, его амортизационного фонда и за счет бюджетных ассигновавши. Запрещалось использование средств, предназначенных для капитальных вложений, на какие-либо другие цели, в связи с чем эти средства сосредоточивались в специальных банках долгосрочных вложений и использовались под их особый контролем.
Каждое государственное предприятие надеялось собственными оборотными средствами, которые находились в полном его распоряжении и размеры которых согласовывались с действительными минимальными потребностями предприятия, вытекающими из планов производства и реализации продукции. Предприятие несло полную ответственность за воспроизводство этих средств. Источником образования и пополнения собственных оборотных средств являлась прежде всего прибыль предприятия (объединения) или ведомства, а в недостающей части — бюджетные ассигнования. Какое бы то ни было внеплановое перераспределение собственных оборотных средств запрещалось и рассматривалось как нарушение требований планово-финансовой дисциплины и показатель неудовлетворительной организации финансов предприятий. Запрещалось использование оборотных средств на финансирование капитальных вложений.
Развитие и укрепление принципа единства централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства позволило иначе, чем в первые периоды нэпа, решить задачу образования резервных и страховых фондов государственного хозяйства. Создались возможности более рациональной организации зтих фондов в масштабе всего государственного производственного сектора путем возложения соответствующих функций на государственный бюджет.
В июле 1930 г. постановлением Совнаркома СССР были ликвидированы резервные фонды государственных промышленных трестов с зачислением в доход государственного бюджета сумм .облигаций 8%-ных («гарантийных») займов, в которые были помещены эти фонды.
Введенное в 1929 г. обязательное страхование имущества обобществленного сектора народного хозяйства характеризовалось (в отличие от страхования имущества, принадлежащего частным лицам) тем, что ставки страховых тарифов устанавливались единые по отраслям хозяйства, не было зависимости между размерами страховых взносов и получаемый страховым возмещением. Эти особенности послужили основанием к тому, что в процессе разработки проектов налоговой реформы было выдвинуто предложение объединить все страховые сборы, уплачиваемые предприятиями и хозорганизациями социалистического сектора, с проектировавшимся унифицированным обложением этих предприятий и хозорганизаций. Действительно, при «объединенческих» (по отраслевым объединениям) ставках налога с оборотов сохранение особых, также по сути дела «объединенческих», страховых сборов, от которых к тому же не зависели размеры страхового возмещения (последнее определялось оценкой конкретного имущества), представлялось совершенно излишним. Вопрос заключался лишь в том, в каком порядке обеспечивать возмещение убытков, причиненных стихийными бедствиями и несчастными случаями: следует ли для этого создавать особый страховой фонд и, если следует, то каким путем.
По проекту унификации платежей социалистического сектора народного хозяйства, разработанному и одобренному Наркоматом РКИ, предлагалось, объединив страховые сборы в едином платеже предприятий и хозорганизаций, предусмотреть в госбюджете особый централизованный фонд, состоящий в ведении Наркомфи-на СССР и предназначенный для возмещения убытков социалистического сектора народного хозяйства от стихийных бедствий. Выплаты страхового возмещения предлагалось возложить на аппарат Госбанка, ликвидировав специальный страховой аппарат. В противовес этому проект налоговой реформы Наркомфииа СССР признавал необходимым, унифицировав страховые сборы в едином налоге с оборота, установить особые целевые отчисления от этого налога, передаваемые Госстраху для расходования в порядке распоряжения страховыми «капиталами».
На практике был осуществлен второй вариант образования страхового фонда: по имуществу, принадлежащему государственным предприятиям и учреждениям, страховая премия поступала в Госстрах не от «страхователя», т. е. не от государственного предприятия или учреждения, а из госбюджета. По имуществу тех организаций социалистического сектора, которые не были включены в систему унифицированного налога, страховые премии оплачивались страхователями в обязательном порядке. Сюда относилось имущество, переданное в аренду или принадлежащее жилищным товариществам, профсоюзам и другим общественным организациям.
За особый квартал 1930 г. Госстрах получил 45,8 млн. руб. премии, из них 31 мли. руб. из госбюджета и 14,8 млн. руб. от
страхователей. Убытки были возмещены в сумме 8,6 млн. рубп в том числе на 392 тыс. руб. из средств госбюджета и на 8,2 млн. руб. за счет сбора премии от страхователей". Следовательно, из переданных госбюджетом Госстраху в октябре — декабре 1930 г. 31 млн. руб. Госстрах использовал по назначению лишь немногим более 1%. По-видимому, некоторые предприятия и хозяйственные организации попросту не прибегали к услугам Госстраха, а возмещали ущерб, причиненный стихийными бедствиями или несчастными случаями, из своих средств в порядке текущего ремонта.
При напряженности ресурсов, которая испытывалась тогда в связи с финансированием развернутой программы капитальных работ, передача средств из госбюджета без гарантии быстрого и эффективного их использования была нецелесообразной. К тому же в случае крупных убытков, причиненных стихийными бедствиями, возмещение их могло производиться не иначе как в порядке планового строительства, по единому плану капитальных работ на общих основаниях.
В силу указанных причин уже в начале 1931 г. обязательное страхование имущества, принадлежащего государственным предприятиям и учреждениям, отменялось. Убытки от стихийных бедствий и несчастных случаев, причиненные государственным предприятиям районного и сельского значения, коммунальным предприятиям, социально-культурным учреждениям, состоящим на местном бюджете, и кооперативным организациям, было предложено возмещать из бюджетных средств, предусматривая в расходной части бюджетов необходимые для этого суммы. Страховые организации потребительской кооперации были ликвидированы. Страхование имущества, принадлежащего жилищно-строительной и жилищно-арепдной кооперации, профессиональным и другим общественным организациям, а также страхование государственного имущества, сданного в аренду, сохранялось со взиманием страховых платежей от страхователей.
Собственные оборотные средства государственных предприятий и хозяйственных организаций должны были обеспечивать лишь минимальные, неснижающиеся потребности кругооборота средств. На потребности, ие обеспечиваемые собственными оборотными средствами, предприятиям и хозяйственным организациям предоставлялся прямой, целевой банковский кредит на основе безусловной возвратности в установленные сроки. Перераспределение средств в порядке взаимного коммерческого кредитования предприятиями и хозорганизациями друг друга было запрещено. Возможности образования взаимной задолженности были строго ограничены и сводились в основном к авансовым платежам по степени готовности в тех случаях, когда необходимость таких платежей вытекала из характера хозяйственных операции (расчеты со строительными организациями, оплата по частям заказов на производство сложного оборудования и пр.) и когда они допущены законом. Возшцщовение дебиторско-кредиторской задолженности стало рассматриваться как прямое нарушение платежной дисциплины и как показатель прорыва в ходе выполнения планов. Партия и правительство обязали финансовые органы и байки вести систематическую борьбу с незаконной дебиторско-кредиторской задолженностью и неоднократно принимали меры к ее ликвидации.
Па первых этапах нэпа государственные предприятия и хоз-организацин имели право покупать и продавать за свой счет облигации не только «гарантийных» 8%-ных, но и других займов, помещая в них часть своих временно свободных средств. Это создавало им возможность путем продажи облигаций покрывать финансовые прорывы, что противоречило новым условиям и требованиям хозяйственной деятельности. Поэтому еще в конце 1929 г. кредитным учреждениям было запрещено продавать хозяйственным органам и покупать у них облигации займов. В марте 1931 г. Совнарком предложил всем государственным предприятиям и учреждениям и кооперативным союзам обменять в Госбанке на облигации 8%-ного займа 1928 г. все принадлежащие им облигации выигрышных займов и воспретил им приобретать в дальнейшем такие облигации.
Налоговая реформа внесла большие изменения в состав себестоимости продукции и издержек обращения и создала новую систему распределения денежных накоплений социалистических предприятий.
В коммерческой себестоимости и торговых накидках произошли изменения за счет платежей, унифицированных в налоге с оборота. Соответственно увеличились размеры денежных накоплений (разница между выручкой от реализации продукции по установленным ценам без налога с оборота и себестоимостью продукции). Тем самым изменилась структура розничной цены.