Промысловый налог, ставший после реформы 1930 г. платежом исключительно частного сектора, быстро утрачивал свое значение. В 1930 г. кустари и ремесленники стали облагаться не в процентах к обороту, а по твердым ставкам налога. Число плательщиков налога, облагаемых в процентном отношении к обороту (в размере от 5 до 45% в зависимости от отрасли производства), сократилось до 446 торговых и 63 промышленных предприятий к 1 июля 1932 г. по 44 городам СССР. В мае 1932 г. Советское правительство, принимая меры к быстрому развитию колхозной торговли, предложило не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться зй счет рабочих и крестьян. Вместе с тем в целях развитии производства товаров широкого потребления в октябре 1932 г. от промыслового налога были освобождены кустари и ремесленники, не применяющие наемного тРУДа, т. е. большинство всех плательщиков налога, облагавшихся твердыми ставками. В итоге промысловый налог сохранял лишь регистрационное значение, что позволило использовать закон о налоге для борьбы с нелегальной торговлей.
В отличие от промыслового налога подоходный налог с частных лиц сохранял свое значение как существенный источник бюджетных доходов и после ликвидации капиталистических классов. Это объяснялось составом плательщиков налога: он распространялся на всех (за некоторыми исключениями) лиц, имеющих самостоятельные источники доходов.
Происшедшие в результате социалистического наступления по всему фронту изменения в классовой структуре населения СССР, а также задачи наиболее последовательного внедрения социалистического принципа оплаты труда и искоренения нетрудовых доходов потребовали в области подоходного обложения населения значительных преобразований.
В отношении рабочих и служащих, а также приравненных к ним плательщиков изменения подоходного налога заключались в частичном сжатии прогрессии обложения зарплаты: (в 1932 г. максимальная ставка налога была снижена с 30 до 3,5% и прогрессия прекращалась для заработков, превышающих 500 руб. в месяц). В целях развития кустарных промыслов, устранения имевшихся в области обложения кустарей и ремесленников перегибов и упрощения техники налоговой работы доходы всех некооперированных кустарей и ремесленников стали с 1932 г. определяться не в размере действительного заработка, а по твердым нормам доходности. Для остальных групп плательщиков ставки налога были значительно повышены, особенно с лиц, имевших нетрудовые доходы. В процентах к облагаемому доходу налог в 1932 г. составлял у рабочих, служащих и кооперированных кустарей и ремесленников от 0,83 (при месячной зарплате 100 руб.) до 3,5 (при месячной заработной плате 500 руб. и более), у некооперированных кустарей и ремесленников без наемного труда— в среднем 10, с применением наемного труда — 25, у населения с нетрудовыми доходами — 36%.
В 1931 г. по инициативе трудящихся масс были введены единовременные сборы на нужды хозяйственного и культурного строительства в городах и сельских местностях и единовременный сбор на нужды жилищного строительства в городах. Сборы были повторены в 1932 г. и затем, начиная с 1933 г., сделались постоянной частью системы налоговых платежей населения в форме единого сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительств (культжилсбор).