Большие изменения во взимании сельскохозяйственного налога с колхозов были осуществлены в 1931 г.: был завершен переход к обложению колхозов по сумме их валового дохода на основания отчетности; установлена пониженная ставка налога —3% — для сельскохозяйственных артелей от обложения полностью освобождены колхозное животрнойодство, а также корма, передаваемые колхозом колхозникам, что было содействовать росту поголовья колхозного стада; полностью освобождена от обложения выручка от колхозной торговли; крупные льготы предоставлены колхозам в отношении технических культур.
Особо нужно отметить скидку до 10% (ц; 1932 г. она была повышена до 25%) за выполнение производственных изданий по севу, обработке и уборке и за правильную постановку учета и .отчетности. Эта, скидка призвана была стимулировать лучшую организацию колхозного хозяйства как планового социалистического хозяйства. Благодаря всем этим льготам и скидкам фактический размер налога с колхозов составлял не 3%, а примерно 1,5% валового дохода колхозов.
Одновременно усилилось обложение кулацких хозяйств. В 1930 г. обложению налогом в индивидуальном порядке подлежали все фактически имеющиеся кулацкие хояЁства, а не в пределах установленного процента от общего числа крестьянских хозяйств, как это было ранее. Для кулаков была введена особая шкала ставок, намного увеличенных по сравнению со ставками налога, взимаемого с трудовых единоличных хозяйств. По этой шкале изъятие составляло от 20% (при годовом доходе в 500руб.) до 70% (с дохода, превышающего 6000 руб. в год). С 1931 г. было запрещено распространение на кулацкие хозяйства каких бы то ни было льгот, в том числе и за агротехнические мероприятия.
В итоге произведенной перестройки сельскохозяйственного налога усилилась дифференциация обложения отдельных категорий плательщиков, как это видно из следующих данных о размере налога в среднем на один двор (в руб.): колхозы в 1929/30 г.— 10,7, в 1932 г.—9,8, единоличные трудовые хозяйства — 18,1 и 26,9, кулацкие хозяйства — 172,4 и 313,7.
В 1932 г. дополнительно к сельскохозяйственному налогу был введен единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств, повторенный затем в 1934 г. Задача налога заключалась в том, чтобы усилить обложение неземледельческих и нетрудовых (в частности, рыночных) доходов единоличных хозяйств: Ставки налога различались в зависимости от мощности хозяйства: Единоличные трудовые хозяйства, облагавшиеся сельхозналогом по твердым ставкам, платили от 15 до 20 руб. (в 1934 г. от 15 до 125 руб.) с хозяйства, остальные трудовые крестьянские хозяйства—в размере от 100 до 175% оклада сельхозналога. С кулацких хозяйств единовременный налог взимался в размере 200% оклада сельхозналога. Районным исполнительным комитетам предоставлялось право частично освобождать от налога хозяйства, аккуратно выполняющие обязательства перед государством; и повышать ставки налога (вплоть до удвоения) с хозяйств, злостно не выполняющих обязательства.
Выше уже упоминались введенные в 1931 г. сборы на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. В деревне плательщиками культжилсбора были все население и все хозяйства, кроме колхозов. Следовательно, сбор уплачивался также и колхозниками, не имевшими доходов от необобществленной части хозяйства. С колхозников культжилсбор взимался по твердым ставкам (от 15 до 80 руб. на двор), с единоличных трудовых хозяйств — в размере от 75 до 175% оклада сельхозналога. Для кулацких хозяйств размер культжилсбора определялся в сумме 200% оклада сельхозналога.
Введение двух новых платежей (культжнлсбора и единовременного налога с единоличных крестьянских хозяйств) обеспечило прирост поступлений от сельскохозяйственного населения, особенно в 1932 г, В подавляющей своей части прирост поступлений происходил за счет усиления обложения единоличных крестьянских хозяйств, и особенно кулачества. С ликвидацией кулачества как класса и завершением коллективизации налоговые поступления от сельскохозяйственного населения стали снижаться.
Таким образом, в перибд борьбы за коллективизацию сельского хозяйства налоги были широко использованы в качестве одного из серьезных орудий помощи колхозному крестьянству и экспроприации кулачества в связи с его ликвидацией на основе сплошной коллективизации.
В таком же направлении происходили перестройка и использование обязательного окладного страхования, снова ставшего основным видом имущественного страхования после того, как было отменено страхование имущества государственных предприятий и учреждений.
В процессе подготовки налоговой реформы 1930 г. Наркомат РКП предлагал реформировать страхование имущества, принадлежащего частным лицам, и личное страхование иа следующих основаниях: ликвидировать гарантийное страхование; сохранить лишь один вид личного страхования — иа случай смерти или инвалидности, возложив обязанности по его распространению иа комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды), а прием и выдачу страховых сумм — на сберегательные кассы; прекратить добровольное сверхокладное страхование. В таком случае деятельность страхового аппарата ограничивалась проведением обязательного страхования имущества колхозов и частных хозяйств, добровольного страхования домашнего имущества и страхования экспортно-импортных грузов. Проект НК РКИ исходил из того, что не требуется сохранение специального хозрасчетного страхового учреждения, а возможно всю работу организовать внутри общего финансового аппарата, Первое из перечисленных мероприятий было вполне целесообразно. Гарантийное страхование, возлагая ответственность за растраты и хищения, за убытки, причиненные бесхозяйственностью или небрежными действиями и упущениями рабочих и служащих, на Госстрах, ослабляло внимание хозяйственников к вопросам надлежащей организации кассового и складского хозяйства. В июле 1930 г. гарантийное страхование было ликвидировано.
Другие предложения, содержащиеся в проекте НК РКИ, себя не оправдали, так как не учитывали перспектив дальнейшего хозяйственного развития. В этом отношении интересно отметить, что необходимость ликвидации добровольного сверхокладного страхования мотивировалась тем, что этим страхованием пользуются лишь зажиточные слон крестьянства и кулачество.
В 1930 г. предложение НК РКИ о ликвидации особого хозрасчетного страхового аппарата принято не было, так как было решено возмещать убытки по обязательному страхованию имущества госпредприятий и учреждений через Госстрах. С ликвидацией обязательного страхования имущества госпредприятий и учреждений это возражение отпало. Вся работа по страховым операциям была передана финансовым органам, республиканские правления и краевые (областные) конторы Госстраха были ликвидированы. За правлением Госстраха СССР сохранялись операции по иностранному страхованию, составление сводного годового отчета по страховому делу.
Такому решению вопроса способствовала проведенная в июне 1930 г. передача функций по государственному страхованию в сельских местностях из районных органов Госстраха в райисполкомы. Республикам было предоставлено право сохранить районные органы Госстраха там, где аппарат райисполкомов не был подготовлен к выполнению страховых функций, но не более чем на один год. Так как до этого страхование имуществ колхозов, проводившееся Коопстрахом, было уже сосредоточено в Госстрахе, то передача государственяого страхования в сельских местностях в райисполкомы означала полную ликвидацию в районах специального страхового аппарата. Аппарат этот был восстановлен в 1933 г.
Сплошная коллективизация н ликвидация на этой основе кулачества как класса требовали соответствующей перестройки страхования.
До 1931 г. применялись единые для всех хозяйств страховые тарифы, а льготы бедняцким хозяйствам выражались либо в форме скидок, либо в полной бесплатности для них окладного страхования.
Дифференциация ставок была дополнена установлением различий между колхозниками, -трудовыми единоличниками и кулацкими хозяйствами в отношения круга объектов, охватываемых страховым обеспечением, а также нормы обеспечения и порядка возмещения убытков. Было введено страхование инвентаря, семенных запасов, мелкого скота, принадлежащих колхозам. Страховое обеспечение устанавливалось для колхозов в размере полной стоимости застрахованного имущества (по страховой оценке) для единоличных хозяйств — в размере от 50 до 100% страховой оценки. Выплата страхового вознаграждения кулацким хозяйствам в районах сплошной коллективизации была прекращена. Союзным республикам было предоставлено право повышать или понижать нормы страхового обеспечения, установленные союзным законодательством. Маломощные колхозы и бедняцкие хозяйства от страховых платежей освобождались: их имущество страховалось бесплатно.