Банки и финансы Белгорода > Финансовые реформы. Итоги первой пятилетки > Три формы расчетов — акцептная, аккредитив и с особого счета

Три формы расчетов — акцептная, аккредитив и с особого счета


Были введены три формы расчетов — акцентная, аккредитив и с. особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия поку­пателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил 6 своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего. Введение акцеп­тной формы расчетов означало, следовательно, усиление ответст­венности поставщиков и покупателей за строгое соблюдение дого­ворных отношений.
Вторая форма расчетов — аккредитив — применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте — у по­ставщика — приемку товаров или осуществлять расчеты по степе­ни готовности (за заказы, исполняемые в течение длительного срока я оплачиваемые частично, по мере ях выполнения). Опла­та банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими доставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931 г. установило два дополнительных вида кредита — на суммы в пути и подтоварный. Первый должен покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозяйственным орга­нам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причи­нам, непосредственно не зависящим от хозоргана (например, вследствие транспортных затруднений).
В целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных расчетов; более же мел­кие счета подлежали оплате помимо банка, наличными деньгами.
В середине марта 1931 г. Центральный Комитет ВКП(б) про­вел совещание по вопросу об изменениях и поправках к кредит­ной реформе. Решения этого совещания, утвержденные Цент­ральным Комитетом ВКП(б), были оформлены постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г, «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах». Оно определило роль н задачи Государственного банка, основные прин­ципы кредитной работы, ликвидировало ошибочную практику кредитования «под план».
Как указывалось в этом постановлении, роль Государственно­го банка «заключается в том, чтобы: а) стать расчетной орга­низацией для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов; б) обеспечить действительный повседневный контроль рублем аа ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и ходом'накоплений в обобщест­вленном секторе народного хозяйства; в) обеспечить укрепление хозяйственного расчета предприятии и хозяйственных объедине­ний как основного рычага в выполнении планов (количественных я качественных заданий) во всем обобществленном секторе» ". Постановление обязало хозяйственные органы восстановить договорную систему, нести ответственность за выполнение хозяй­ственных договоров, публиковать отчетные балансы и предостав­лять их Государственному банку.
Установленная этим постановлением система кредитования характеризовалась следующими основными моментами; при со­ставлении и утверждении финансовых планов каждому хозяйственному органу устанавливался лимит кредитования, т. е. пре­дельная сумма кредитования; по представлении хозорганами до­говоров, заключаемых на основе их финансовых планов, банк открывал хозорганам кредит; по мере выполнения хозорганами заключенных ими договоров банк производил отпуск средств, т, е, предоставлял фактически кредит. Это означало, что Государ­ственный банк имел право кредитовать хозорганы в пределах кредитного лимита лишь в размерах действительных потребно­стей, подтвержденных представленными банку договорами, я толь­ко в соответствии с ходом выполнения договоров.
Следовательно, кредитование должно было осуществляться не «под план», а в меру выполнения плана. Госбанку категорически запрещалось покрывать за счет своих средств убытки хозоргани-заций. Предпочтительной формой расчетов была признана акцеп­тная. Банку предоставлялось право применять к хозорганам, на­рушающим требования договорной, платежной и кредитной дис­циплины, меры кредитного воздействия (кредитные санкции): прекращать выдачу сумм со счетов неаккуратных хозорганов, продавать в принудительном порядке принадлежащие им товары и другие материальные ценности.
ЦК ВКП(б) в директивном письме от 12 апреля 1931 г. всем партийным организациям и руководителям хозяйственных, финансовых и банковских органов «О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров» подчеркнул исключительное хозяйственно-политическое значение постановле­ния СНК СССР от 20 марта и указал на мероприятия, которые должны быть проведены в период подготовки перехода на новую систему кредитования, т. е. до 1 мая 1931 г. В центре всей под­готовительной работы предлагалось поставить вопрос о хозяйст­венных договорах.
Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета тру­да и обороны (СТО) от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных; организаций». Каждая государственная хозяйственная организа ция наделялась собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов,? топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовые изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих лет. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятель-иости предприятия, выражались в днях и получили название нормативов.
Для доведения размеров собственных оборотных средств госу­дарственных предприятий до уровня норматива в 1931 г. была проведена конверсия задолженности хозяйственных органов Гос­банку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганизаций списывалась и зачислялась в их собственные обо-ротные средства. Сумма конверсии (более 6 млрд. руб.) была
оформлена в виде специального долгосрочного займа, погашаемого в течение нескольких лет за счет средств государственного бюд­жета. Полностью этот долг был возмещен Государственному банку в 1938 г. Дальнейшее пополнение собственных оборотных средств государственных хозяйственных организаций должно было произ­водиться за счет собственных накоплений, а в недостающей сум­ме —за счет бюджетных безвозвратных ассигнований,
О влиянии конверсии свидетельствуют следующие данные. В 1929 г. в оборотных средствах промышленности ВСНХ собст­венные ее средства составляли 51,3%, кредитная задолженность банкам — 25,4, кредитная задолженность по выданным вексе­лям — 19%. В 1932 г. в тяжелой промышленности на долю собст­венных оборотных средств (с учетом конверсии) приходилось 81,3%, на долю кредитной задолженности Госбанку — 18,7%.
Потребность предприятия в собственных оборотных средствах устанавливалась при утверждении промфинплана предприятия. Постановление предусматривало возможность временного, на срок не более одного месяца, перераспределения собственных оборот­ных средств внутри объединений лишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам предприятие не может полностью использо­вать свои оборотные средства, но вместе с тем они ему необхо­димы и могут быть использованы по истечении некоторого вре­мени. Для стимулирования лучшего использования оборотных средств сверхплановые накопления и средства, высвобожденные путем сверхпланового ускорения их оборачиваемости, оставались в распоряжении предприятий
В целях действительного обеспечения прав хозоргана распо­ряжаться своими собственными оборотными средствами единый контокоррент был ликвидирован. Каждое хозрасчетное предприя­тие, имеющее самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, должно иметь в Госбанке свой расчетный счет, на ко­торый зачисляются все (и собственные, и заемные) оборотные средства предприятия или хозоргана. Право распоряжения этим счетом принадлежит только предприятию или хозоргану — вла­дельцу счета. Госбанк может списывать средства со счета без согласия хозоргана или предприятия лишь в ограниченных, уста­новленных законом случаях. Кроме расчетного счета хозорган вли предприятие имеет ссудный счет, на котором отражается движение его задолженности Госбанку.
Наделение предприятий собственными оборотными средствами на определенные нужды в пределах минимальных потребностей повлекло за собой уточнение объектов банковского кредитования. Потребности, покрываемые собственными оборотными средствами, не могли служить объектами банковского кредитования. С другой стороны, потребности предприятий и хозяйственных органов и средствах, превышающих установленный минимум их собствен­ных оборотных средств, должны покрываться банковским креди­том. В постановлении СТО от 23 июля 1931 г. указывалось:
«Государственный банк предоставляет краткосрочный кредит го­сударственным предприятиям лишь на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, с авансированием сезонных процессов производства, с накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, с вре­менным повышением вложений в незавершенное производство, с сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, вытекающие из хода производства и обращения товаров».
Таким образом, банковский кредит должен был предостав­ляться лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго и точно установленные нужды. Отсюда выте­кают и основные принципы кредитования: срочность, возврат­ность, целевой характер и обеспеченность кредита. Каждая ссуда, предоставляемая Госбанком, должна иметь определенное целевое назначение и выдаваться лишь в том случае, если предприятие или хозорган гарантируют использование ссуды на установлен­ную при ее выдаче цель. Каждая ссуда может быть, далее, выда­на лишь на определенный, точно установленный срок. Соблюде­ние второго принципа требует обеспечения безусловного возвра­щения полученной ссуды по истечении ее срока. Для обеспечения же возвратности ссуды устанавливается четвертый принцип — обеспеченность кредита товарно-материальными ценностями. Бан­ку предоставлялось право списывать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд.
Ликвидировав недостатки и просчеты в практике проведения кредитной реформы, Коммунистическая партия и Советское пра­вительство добивались совершенствования работы Государствен­ного банка. В мае 1932 г., заслушав доклад об итогах перехода к новым формам кредитования и расчетов, Совнарком СССР отме­тил, что Госбанк организационно не перестроил своего аппарата применительно к новым задачам кредитной и расчетной работы и особенностям отдельных отраслей хозяйства. Госбанку было предложено построить свой аппарат по отраслевому принципу (отраслевые управления и отделы), принять меры к защите инте­ресов поставщиков при акцептной форме расчетов, расширяя од- ; повременно применение аккредитива и особого счета, форсировать организацию внутрисистемного и межотраслевых расчетов приме­нительно к особенностям отдельных отраслей народного хозяй­ства.
Среди мероприятий, направленных на дифференциацию форм кредитования, важнейшими были введение в 1932 г. нового по­рядка кредитования совхозов (с учетом особенностей кругооборо­та средств в сельском хозяйстве) и перестройка в 1933 г. систе­мы кредитования товарооборота.
Кредитная реформа имела крупное значение для всего социа­листического строительства. В результате реформы обеспечива­лась непосредственная связь кредита с процессами производства и обращения товаров, что составляет одну из важнейших особен­ностей советского кредита. Создалась система кредитования н расчетов, соответствующая сущности советского кредита, его роли в хозяйственной жизни страны, позволяющая плодотворно ис­пользовать 'кредит и банковские учреждения для борьбы за выполнение народнохозяйственных планов, для укрепления хо­зяйственного расчета, усиления заинтересованности предприятий и хозорганизаций в результатах своей деятельности, для контроля рублем.
В большой степени усилилась роль Государственного банка СССР как кредитного, расчетного и кассового органа страны. Чис­ло учреждений Госбанка выросло с 601 на 1 октября 1929 г. до 2198 на 1 января 1933 г., кредитные вложения Госбанка в на­родное хозяйство — с 4,1 млрд. до 10,5 млрд. руб., остатки средств на счетах в Госбанке — с 1,7 млрд. до 8,7 млрд. руб. Обороты Госбанка по всем операциям за 1932 г. превысили 1 трлн. руб., кассовые обороты (по приходу) составили около 43 млрд, руб. (в ценах соответствующих лет).
Кредитная реформа вместе с тем усилила возможности конт­роля рублем со стороны финансовых органов, их ответственность за состояние и правильное использование собственных оборотных средств предприятий н хозорганизаций.
Одним из важнейших результатов кредитной реформы явилось облегчение условий для планирования денежного обращения. Реформа позволила перейти к составлению кассовых планов «в целях улучшения учета денежной массы и укрепления плано­вого начала в регулировании денежного обращения»13. В кассо­вых планах, представляемых хозяйственными органами и учреж­дениями в Госбанк одновременно с их квартальными финансовы­ми и кредитными планами, учитывались все ожидаемые поступ­ления наличных денег и фактическая потребность в наличных деньгах для выплаты заработной платы, на заготовки и для других нужд. Тем самым: Госбанк получал возможность учесть и взять под свой контроль все каналы обращения налич­ных денег, точнее согласовывать поступления наличных денег в кассы Госбанка и выпуск денег в обращение, усилить контроль за соблюдением правил развития безналичных расчетов, препят­ствовать оседанию денег в кассах предприятий, учреждений и хозяйственных организаций.