Банки и финансы Белгорода > Финансовые реформы. Итоги первой пятилетки > Развитие бюджетной системы и бюджетного планирования. Реорганизация финансового контроля

Развитие бюджетной системы и бюджетного планирования. Реорганизация финансового контроля


Период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства харак­теризовался дальнейшим усилением роли и значения бюджетной системы СССР в распределении национального дохода, в хозяйст­венном и культурном строительстве страны. Этому содействовала перестройка форм и методов бюджетной аккумуляция средств, о которой было сказано выше, а также преобразования в самой бюджетной системе в теснейшей связи с успешным развертыва­нием индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
Повышение культурных к материально-бытовых запросов со стороны быстро растущего населения городов и перестраивающе­го на новый лад свою жизнь колхозного крестьянства, проведение всеобщего обучения, усиление руководства хозяйственным строительством в колхозах — все это требовало улучшения работы сельских Советов, укрепления их финансовой базы.
Особенно возрастала роль сельских Советов. Они становились подлинными центрами хозяйственной, политической, культурной жизни деревни.
В постановлении ЦИК СССР от 25 января 1930 г. «О новых задачах Советов в связи с широко развернувшейся коллективи­зацией деревни» указывалось, что «сельские Советы, особенно в районах сплошной коллективизации, должны иметь свой бюджет. Сельские Советы должны руководить всеми культурно-просвети­тельными и социально-бытовыми учреждениями, а также благо­устройством села, направляя всю эту работу по пути социали­стического воспитания масс и коренной перестройки всего быта».
С февраля 1930 г. предусматривалось образование самостоя­тельных бюджетов во всех сельских Советах, определялся пере­чень расходов н источников доходов сельских бюджетов, обеспе­чивающих обслуживание административных, хозяйственно-обще­ственных и культурных нужд местного значения. Сельские бюд­жеты становятся серьезным орудием хозяйственного руководства.
Осуществление задач, связанных с развернутым социалисти­ческим наступлением, требовало максимального приближения ни­зовых органов Советской власти к массам, расширения их прав и обязанностей, установления их непосредственной связи с ор­ганами государственной власти и государственного управления союзных и автономных республик и с краевыми (областными) исполнительными комитетами. В июле 1930 г. постановлением ЦИК и СНК СССР о ликвидации округов завершается райониро­вание страны. Материальные средства, культурные силы и источ­ники доходов ликвидируемых округов были переданы районным исполнительным комитетам. В результате район становился узло­вым пунктом, в котором практически осуществлялась политика партии на селе; его финансовая база укреплялась. «Основные положения о районных съездах Советов и районных исполнитель­ных комитетах», утвержденные ЦИК и СНК СССР 13 октября 1930 г., расширили бюджетные права райисполкомов, определили круг доходов и расходов районных бюджетов.
Все это содействовало развитию местных бюджетов, укрепле­нию их доходной базы.
Налоговая реформа, унифицировавшая платежи предприятий и организаций обобществленного хозяйства и перестроившая си­стему бюджетных доходов, вызвала коренные изменения в рас­пределении доходов между общесоюзным, республиканским и местными бюджетами.
По постановлению ЦИК и СНК СССР, принятому в начале сентября 1930 г., было установлено следующее распределение доходов между отдельными категориями бюджетов:
в общесоюзный бюджет поступали основная сумма налога с оборота, отчислений от прибылей государственных предприятий и хозяйственных органов общесоюзного значения, подоходный налог с предприятии обобществленного хозяйства общесоюзного значения;
в республиканские бюджеты поступали установленная союз­ным правительством часть налога с оборота, отчисления от при­былей государственных предприятий республиканского значения и подоходный налог с предприятий обобществленного хозяйства республиканского значения;
в местные бюджеты поступали часть налога с оборота (за счет доли, поступающей в республиканские бюджеты), отчисле­ния от прибылей государственных предприятий местного значе­ния, подоходный налог с предприятий обобществленного хозяйст­ва местного значения, единый сельскохозяйственный налог, подоходный налог с частных лиц, промысловый налог, налог яа сверх­прибыль и единая государственная пошлина. Совнаркомам союз­ных республик было предоставлено право перераспределять часть отчислений от прибылей местных предприятие между отдельны­ми местными бюджетами в целях их регулирования.
Переход к новой системе распределения доходов ослабил устойчивость республиканских и местных бюджетов, усилил не­равномерность доходной базы отдельных бюджетов.
Республиканские бюджеты лишились ряда ранее закреплен­ных за ними доходов. Часть из них была передана местным бюджетам (отчисления от сельскохозяйственного и промыслового налогов), часть унифицирована в налоге с оборота, зачисляемом в союзный бюджет, и в единой государственной пошлине, полно­стью переданной местным бюджетам. Подоходный налог с госу­дарственных предприятий, суммы которого ранее почти полно­стью включались в республиканские бюджеты, теперь, после уни­фикации его в отчислениях от прибылей, стал поступать в раз­личные бюджеты по признаку подведомственности предприятий. В результате закрепленные за республиканскими бюджетами до­ходные источники оказались недостаточными для обеспечения возложенных на эти бюджеты расходов.