Победоносное окончание войны позволило в широких масштабах развернуть работу по хозяйственному и культурному строительству, продолжить на расширенной основе решение задач, поставленных Коммунистической партией на новом этапе развития народного хозяйства СССР.
Немецко-фашистские захватчики причинили народному хозяйству СССР огромный ущерб. Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков определила материальный ущерб от прямоте- -уничтожения имущества в сумме 679 млрд. руб. (в государственных- ценах 1941 г.), в том числе государственным предприятиям и учреждениям — 287 млрд., колхозам — 181 млрд., кооперативным, профсоюзным и иным общественным организациям — 19 млрд., сельским и городским жителям — 192 млрд, руб. В зти суммы не включены потери от вызванного разбойничьим нападением гитлеровских полчищ замедления темпов хозяйственного развития, от уменьшения национального дохода, в результате прекращения или сокращения работы предприятий, а также стоимость конфискованного врагом продовольствия и снабжения. Фашистские варвары полностью или частично разграбили, разрушили, сожгли 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, более 6 млн. зданий, 31850 промышленных предприитий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. предприятий связи, 65 тыс. км железных дорог, 4 тыс. лечебных учреждений, 84 тыс. различных учебных заведений, 43 тыс. библиотек общественного пользования и т. д.
Восстановление хозяйства и упреждений культуры в районах, подвергшихся немецко-фашистской оккупации, начавшееся уже в годы Великой Отечественной войны, явилось важнейшей задачей советского народа в послевоенное время. Однако этим задачи не ограничивались.
Возрождая пострадавшие от войны районы страны, необходимо было вместе с тем дальше развивать все народное хозяйство СССР, в кратчайшие сроки не только достичь довоенного уровня развития народного хозяйства, но и превзойти его. Этого требо-
вали интересы укрепления экономической и военной мощи СССР и повышения уровня благосостояния советского народа.
Закончив войну победой над врагами, Советский Союз'вступил в новый, мерный период своего хозяйственного развития. Перед' советским народом встала задача — добиться нового хозяйственного подъема.
XVIII съезд партии, утверждая третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1937—1942 гг., практически поставил задачу — в течение ближайшего периода догнать и перегнать наиболее развитые страны Европы и Соединенные Штаты Америки в экономическом отношении, т. е. по размеру продукции на дупгу населения. Третий пятилетней план 45ыл важным этапом в решении основной экономической задачи СССР. Нападение гитлеровской Германии прервало успешное выполнение третьего пятилетнего плана.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг., утвержденный Верховным Советом СССР в марте 1946 г., поставил перед советской системой финансов большие и ответственные задачи.
Решение основных задач четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана требовало огромных капитальных вложений. По пятилетнему плану объем централизованных капитальных вложений для восстановления и развития народного хозяйства СССР был определен в сметных ценах 1945 г. в сумме 250,3 млрд. руб., т. е. был в 5 раз более по сравнению с первой пятилеткой и в 2 раза более по сравнению со второй пятилеткой. Стоимость вводимых в действие восстанавливаемых и новых -предприятий определялась в 234 млрд, руб. За первую пятилетку было построено и введено-в действие 1500 предприятий, за вторую пятилетку — 4500 предприятий, за 3,5 года третьей пятилетки — около 3 тыс., в четвертой же пятилетке предусматривалось восстановить и вновь построить 6900 предприятий, в том числе в пострадавших районах — 3200 предприятий. Среди предприятий, которые предстояло восстановить и ввести в действие, были такие гиганты индустрии, как Днепрогэс. В итоге осуществления пятилетнего плана капитальных работ основные фонды социалистического хозяйства должны были увеличиться в 1950 г. до 1130 млрд. руб. (в государственных ценах), т. е. превысить довоенный уровень на 8%.
Распределение капитальных вложений между отраслями народного хозяйства соответствовало поставленным задачам: обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта; добиться создания в стране изобилия основных предметов потребления; всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел, увеличения жилищного фонда страны. Капитальные вложения в промышленность были определены на пятилетие в сумме 137,5 млрд. руб., в железнодорожный транспорт-40,1 млрд., в сельское хозяйство (без колхозных вложений) — 19,9 млрд., в жилищное строительство — 42,3 млрд. руб. Кроме того, предусматривались вложения за счет средств колхозов в сумме до 38 млрд. руб., а также крупные вложения в порядке индивидуального жилищного строительства при значительной кредитной помощи индивидуальным застройщикам — рабочим, служащим, колхозникам — со стороны государства.
Программа капитальных вложений предъявила высокие требования к финансовой системе в области мобилизации и распределения денежных средств. Необходимо было мобилизовать десятки и сотни миллиардов рублей и сконцентрировать их иа тех объектах, которые предусмотрены пятилетним планом, учитывая ирл зтом и значение и первоочередность. Необходимо было, далее, посредством кредитной системы стимулировать капитальные вложения колхозов и индивидуальное жилищное строительство, наиболее эффективно используя выделяемые для этой цели государственные кредитные ресурсы и обеспечивая наиболее полную мобилизацию -свободных денежных средств колхозов на счетах в банках.