Новый пятилетний план предусматривал высокие темпы роста продукции всех отраслей народного хозяйства и быстрый рост объема розничного товарооборота. Среднегодовой прирост продукции промышленности по плану четвертой пятилетки примерно в 3 раза превышал соответствующий показатель за первую пятилетку ив 1,5 раза — за годы второй пятилетки. Продукция промышленности должна была увеличиться на 48%, продукция сельского хозяйства — на 27, грузооборот транспорта — на 36, товарооборот — на 28% по сравнению с уровнем 1940 г. Выполнение зтих заданий требовало увеличения оборотных средств предприятий и хозяйственных организаций.
Перераспределительная роль финансов в четвертой пятилетке характеризуется также болыщши затратами государства на развитие народного просвещения, здравоохранения ж социального обеспечения. По пятилетнему плану государственные расходы но социальному страхованию, затраты государства на просвещение, здравоохранение, подготовку кадров государственных трудовых резервов, на пособия многодетным и одиноким матерям, семьям военнослужащих и инвалидам 'Отечественной войны, а также затраты на культурно-бытовое обслуживание трудящихся (кроме государственных затрат на жилищное и коммунальное строительство) должны были возрасти до 106 млрд. руб. в 1950 г., т. о. в 2,6 рааа по сравнению с уровнем 1940 г. Одни лишь расходы на -просвещение, намеченные на 1950 г., в 2 раза превышали всю сумму расходов государства на социально-культурные мероприятия за все годы первой пятилетки.
Одной из важнейших задач нового пятилетнего плана являлось дальнейшее повышение обороноспособности нашей социалистической Родины, что предполагало оснащение Вооруженных Сил СССР новейшей боевой техникой и совершенствование подготовки кадров для Советской Армии.
Задача ликвидации сезонных спадов производства .и предупреждения текущих хозяйственных трудностей требовала увеличения в народном хозяйстве СССР государственных материальных резервов и запасов, что также связано с дополнительными крупными финансовыми вложениями.
Таких образом, четвертый пятилетний план- выдвинул важные задачи в области распределения ресурсов на дело финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и обороны страны. Распределительная роль советских финансов в новом пятилетии сильно возрастала. Объем финансовых ресурсов, которые нужно было мобилизовать для выполнения нового пятилетнего плана, более чей в 5 pas превышал объем финансовых ресурсов во второй пятилетке, причем финансовая программа 1950 г. примерно в 2 с лишним раза превышала по своему объему программу 1940 г. Обеспечить мобилизацию и правильное направление этих ресурсов было важным и ответственным делом советской системы финансов.
Послевоенная пятилетка предъявила ко всей системе советских финансов высокие требования также и по линии усиления контроля над производством и распределением общественного продукта.
На долю СССР выпала главная тяжесть борьбы с немецким и японским милитаризмом. Советский Союз внес решающий вклад в общее дело разгрома врата во второй мировой войне и претерпел неизмеримо больший ущерб, чем все другие страны, совместно выступавшие против немецких и японских агрессоров. Советский народ оказал тем самым неоценимую помощь всем другим народам. Однако задачу восстановления и дальнейшего развития разрушенных войной производительных сил СССР должен был решать за счет своих собственных ресурсов. Это обусловило необходимость в ускоренном увеличении национального дохода нашей страны и его правильного распределения и использования.
Рост национального дохода СССР, его правильное распределение и использование составляли основу быстрых темпов во&-становления и развития народного хозяйства СССР; Пятилетний план предусматривал увеличение национального дохода СССР со 128,3 млрд, руб. в 1940 г, до 177 млрд. руб. в 1950 г. (в неизменных ценах 1926-1927 гг.), т. е, на 38%. Такой рост национального дохода обеспечивал необходимое увеличение фондов накопления и фондов потребления, а также образование народнохозяйственных резервов. Доля фонда потребления в национальном доходе СССР должна была составить 73%, фонда накопления — 21, резервов — 6% национального дохода.
Восстановление и превышение довоенного уровня народного потребления обеспечивались развитием пищевой промышленно-
сти, развертыванием массового производства предметов широкого потребления, увеличением доходов трудящихся, расширением товарооборота. Фонд заработной платы рабочих н служащих по народному хозяйству СССР должен был увеличиться до 252,3 млрд. руб. в 1950 г., среднегодовая заработная плата — до 6 тыс. руб. На основе роста производительности труда в колхозах, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения продуктивности животноводства предусматривалось значительное увеличение по сравнению с довоенным уровнем натуральных и денежных выдач по трудодням колхозникам. Розничный, товарооборот государственной я кооперативной торговли должен был достичь в 1950 г. 275 млрд. руб. (с учетом снижения уровня цен 1945 г.).
Устанавливая эти показатели, характеризующие рост личных доходов советских граждан и фонда личного потребления, пятилетний план требовал высоких темпов накопления, без чего невозможно было осуществление всех задач пятилетки, в том числе и задачи повышения уровня народного потребления. Борьба за рост социалистического накопления, за эффективное использование средств являлась важным участком борьбы за выполнение и перевыполнение четвертого пятилетнего плана.
Высокие темпы роста социалистического накопления и фонда потребления предполагали строгое выполнение заданий цятилет-иего плана по увеличению объема производства, повышению производительности труда, снижению себестоимости и издержек обращения, требовали правильного использования фондов заработной платы, решительной борьбы с непроизводительными затратами,
К концу пятилетки предусматривалось повысить производительность труда в промышленности по сравнению с довоенным уровнем на 36%, снизить себестоимость промышленной продукции на 17%, себестоимость тракторных работ — на 16, железнодорожных перевозок-—на 18%.
Общая экономия от снижения издержек производства в-промышленности^ не транспорте, в совхозах и машинно-тракторных станциях по сравнению с уровнем 1945 г. должна" была составить за пятилетие 160 млрд. руб. Это был один из важнейших источников роста финансовых ресурсов. О его Означении свидетельствует сравнение приведенной суммы экономии с принятым на" пятилетие объемом капитальных вложении; одна лишь Экономикса производственных затратах покрывала почти У3 всех запланированных централизованных капитальных вложений. За годы второй пятилетки экономия от сокращения производственных затрат составила около 50 млрд, руб., т. е. в первом послевоенном пятилетием плане сокращение этих затрат было в 3 с лишним раза больше, чем во второй пятилетке. Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938—1942 гг. предусматривал соответствующую экономию в сумме 70 млрд. руб. (для сравнения скажем, что по плаву на 1946—1950 гг, данная экономия была в 2 с лишним раза больше)