Денежная реформа 1947 г., ликвидировав последствия войны в области денежного обращения, во многом способствовала дальнейшему развертыванию производства и повышению материального, у ровня жизни трудящихся. Но полностью обеспечить положительные результаты денежной реформы можно было только в том случае, если строго соблюдать режим экономии, пе допускать излишеств, беречь советский рубль.
Проведение жесткого режима экономии, повышение рентабельности социалистических предприятий составляли непременное условие выполнения послевоенного пятилетнего плана. Без этого невозможно было добиться характерного для этого плана одновременного быстрого роста и фонда накопления, и фонда потребления при образовании крупных государственных резервов.
Послевоенная перестройка народного хозяйства создала важные условия для успешного решения вопроса об источниках накоплений. Однако условия эти необходимо было как следует использовать и развивать.
Переход к открытой торговле без карточек по единым сниженным ценам означал, что из состава бюджетных доходов выпали поступления от коммерческой торговли. Полученная населением огромная экономия от снижения цен государственной и кооперативной торговли, проведенного при отмене карточек, В подавляющей,доле представляла собой вычет из доходов государственного бюджета. В то же время бюджет должен был значительно увеличить ассигнования па финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, особенно по линии капитальных вложений. Чтобы Обеспечить эти ассигнования и тем самым не только не задерживать, но ускорять темпы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР, необходимо было усилить борьбу за режим экономикой внутрипроизводственные накопления, глубже внедрять и совершенствовать хозяйственный расчет, контроль рублен, планово-финансовую дисциплину.
В постановлении о государственном плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1947 г. Совет Министров указал, что задача выполнения и перевыполнения пятилетнего плана требует коренного улучшения дела руководства предприятиями и планирования производства. «Государственные планы, устанавливаемые для предприятий, должны организовывать рабочих и интеллигенцию и мобилизовать их иа борьбу за план, за движение вперед по пути преодоления трудностей и обеспечения нового подъема народного хозяйства. Необходимо решительно разоблачить и покончить с практикой установления заниженных планов, которые никого не мобилизуют и заставляют людей волочиться за «узкими местами и достигнутыми нормами в производстве. Государственные планы должны быть большевистскими. Они должны быть рассчитаны не на среднеарифметические нормы, достигнутые в производстве, а на среднепрогрессивные нормы, т. е. равняться в сторону передовых».
Совет Министров СССР обязал союзные министерства и сог веты министров союзных республик по согласованию с ВЦСДС провести пересмотр устаревших и заниженных норм выработки на производстве. В качестве директивы для министерств и ведомств были утверждены иа 1947 г. среднепрогрессивные нормы по отдельным отраслям народного хозяйства с тем, чтобы для отдельных предприятий устанавливались дифференцированные нормы не ниже указанных в народнохозяйственном плане и чтобы эти нормы непрерывно пересматривались в дальнейшем в соответствии с меняющимися условиями производства.
Внедрение среднепрогрессивных норм явилось важнейшим рычагом повышения производительности труда и лучшего использования сырья, материалов, топлива, производственных мощностей, одной из главных предпосылок развертывания социалистического соревнования за лучшие экономические показатели работы предприятий и за внедрение внутризаводского хозрасчета.
Организованное и возглавленное Коммунистической партией социалистическое соревнование за наиболее полное и эффективное использование всех ресурсов каждого предприятия в целях увеличения производства продукции лучшего качества и по более низкой себестоимости явилось одним из важнейших факторов достижения успехов в деле восстановления и развития народного хозяйства СССР в послевоенный период. Развертывание соревнования привело к укреплению хозяйственного расчета. Принимая обязательства — добиться лучших экономических показателей в своей работе, .передовые рабочие боролись за установление на предприятии такого порядка, который давал бы каждому работнику возможность иметь обоснованные нормы затрат живого и овеществленного труда, своевременно получать необходимые сырье и материалы, ясно видеть достигнутые результаты, свою долю в общих итогах деятельности предприятия. В ходе социалистического соревнования по инициативе масс возникли личные счета экономии и основанные на твердых индивидуальных лимитах хозрасчетные счета экономии (так называемый «индивидуальный хозрасчет»
Внедрение и укрепление хозрасчета стало предметом заботы широких масс работников социалистических предприятий, что в огромной степени усилило его роль и значение как социалистического метода хозяйствования. С другой стороны, развитие внутризаводского хозрасчета, глубокое проникновение хозрасчетных принципов внутрь предприятия, доведение их до отдельных брнгад и рабочих мест, обеспечивая постановку перед каждым цехом, каждой бригадой и отдельными работниками конкретных заданий по снижению издержек производства и увеличению выпуска продукции лучшего качества, содействовали дальнейшему развертыванию социалистического соревнования за выполнение планов, за экономию живого и овеществленного труда на единицу продукции.
В 1948 г. в рабочих массах родилось патриотическое движение за мобилизацию внутренних резервов, за рентабельную работу предприятия, за сверхплановые накопления. Движение это; возникшее в Москве, быстро приобрело всенародный характер. Коллективы предприятий брали на себя обязательство работать без государственной дотации, добиваться повышения рентабельности, дать стране дополнительные накопления для более быстрот развития народного хозяйства СССР. По всей стране сверхплановые накопления за 1948 г. превысили 6 млрд. руб.
Учитывая это патриотическое движение, Совет Министров СССР в марте 1948 г. установил новый порядок выплаты премий по итогам Всесоюзного социалистического соревнования: премии стали выплачиваться за счет сверхплановой прибыли или сверхплановой экономии от снижения себестоимости. С этим движением непосредственно связано также одно из важнейших финансово-экономических мероприятий послевоенной пятилетки — пересмотр оптово-отпускных цен и ликвидация системы государственной дотации.
Система государственной дотации ряду отраслей промышленности была в годы войны связана со значительным ростом себестоимости продукции за счет заработной платы, а также других расходов, вызванных обстановкой военного времени. Поскольку отпускные цены на продукцию промышленности оставались неизменными, повышение себестоимости привело к образованию убыточности в отдельных отраслях производства. Плановые убытки предприятий покрывались дотациями из государственного бюджета СССР. В период послевоенной перестройки хозяйства государственные дотации вызывались также ростом незавершенного производства и затратами на освоение гражданской продукции.
Будучи необходимой мерой в условиях войны и послевоенной перестройки хозяйства, Система государственных дотаций вступала в противоречие с условиями и задачами дальнейшего развития народного хозяйства, так как она тормозила укрепление хозяйственного расчета на предприятиях, ослабляла стимулы к борьбе за .снижение себестоимости и понижала заинтересованность хозяйственных руководителей в результатах деятельности возглавляемых нмн предприятий.
Поставленная пятилетним планом задача — поднять значение прибыли как дополнительного стимула роста производства — требовала ликвидации системы государственных дотаций. Изменения же, происшедшие в народном хозяйстве СССР за первые три года пятилетки, и перспективы развития на 1949—1950 гг, обеспечивали все необходимые предпосылки для этой ликвидации К числу таких предпосылок относятся рост технической вооруженности, повышение производительности труда, увеличение объема производства, снижение себестоимости продукции (в 1948 г.—на 8,6%, в 1949 г.—на 7,3%), получение в крупных размерах сверхплановых накоплений.
Система государственных дотаций была ликвидирована в основном в 1949 г., а полностью — в 1950 г. Основным путем устранения дотации было снижение себестоимости продукции. Наряду с этим потребовалось некоторое повышение цен по ряду отраслей тяжелой промышленности.
Необходимость пересмотра оптовых цен диктовалась не только задачами ликвидации системы дотаций. Требовалось изменить соотношения цен на различные виды продукции, чтобы повысить заинтересованность предприятий в более экономном и рациональном использовании сырья, материалов, топлива, стимулировать развитие производства и потребление местных видов сырья п топлива и т. п. Новые цены, более соответствующие издержкам производства, необходимы были также и для определения объема производства и производительности труда, так как учет в неизменных ценах 1926—1927 гг. уже не обеспечивал правильности такого определения.