Благодаря помощи социалистического государства к концу послевоенной пятилетки мощность сельских электростанций увеличилась по сравнению с 1940 г. в 2,8 раза. По уровню электрификации сельского хозяйства Советский Союз занял первое место в Европе.
В укреплении колхозного строя и подъеме сельского хозяйства большая роль принадлежала машинно-тракторным станциям. За годы послевоенной пятилетки число МТС возросло до 8400 против 7 тыс. в 1940 г.
Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) отметил, что основной задачей этих станций является повышение урожайности в обслуживаемых колхозах, дальнейшее улучшение использования машинно-тракторного парка, повышение качества работ и выполнение их в агротехнические сроки, своевременная уборка урожая и выполнение планов сдачи натуроплаты за работу МТС.
Успешное осуществление этой задачи требовало улучшения производственно-финансовой деятельности МТС, недостатки в которой были отмечены в решениях Пленума ЦК ВКП(б) и постановлении правительства о работе МТС в 1946 г.
Пленум осудил действовавшую тогда систему оценки работ МТС в гектарах мягкой пахоты как не стимулирующую выполнение более тяжелых, но продуктивных пахотных работ. По указанию Пленума план тракторных работ должен был впредь считаться выполненным лишь при выполнении основных видов тракторных работ в строго установленные сроки и при непременном выполнении плана сдачи натуроплаты. Выла также осуждена и отменена система премирования руководящих работников и специалистов МТС независимо от достигнутой в колхозах урожайности.
Пленум постановил, что премирование должно производиться за выполнение важнейших тракторных работ с учетом выполнения плана сдачи натуроплаты и установленного задания по себестоимости тракторных работ. В мае 1948 г. было принято решение о премировании за экономию и удержаниях за перерасход горючего в машинно-тракторных станциях, также поставившее премирование в зависимость от соблюдения агротехнических требований к качеству работ, выполнения планового задания но урожайности и натуроплате.
Среди недостатков в производственно-финансовой деятельности МТС были несоблюдения договорных отношений между колхозами и МТС, несвоевременный ремонт машин в МТС. Пленум предложил восстановить в полной мере значение договоров, определяющих взаимные обязательства машинно-тракторных станций н колхозов, обеспечить строгое соблюдение договорных отношений, не допускать взаимного укрывательства недостатков работы МТС и колхозов. В целях упорядочения работы МТС в декабре 1948 г. были утверждены лимитная стоимость ремонта тракторов и комбайнов, нормы отчисления средств на ремонт и технический уход за комбайнами и сельскохозяйственными мангалами, а в декабре 1949 г.— новые типовые договоры МТС с колхозами.
Большая роль в улучшении производственно-финансовой деятельности МТС была отведена Государственному банку, через который осуществлялось финансирование МТС из средств госбюджета. Обеспечение тракторов, комбайнов и других машин горючим, смазочными материалами и топливом, проведение ремонта тракторов и машин, оплата агрономического и технического персонала МТС, выплаты колхозникам — тракториста и бригадирам денежной части заработка в соответствии с количеством выработанных в колхозе трудодней и другие производственные затраты, которые по договору с колхозами была обязана обеспечить каждая МТС за свой счет, а также административно-хозяйственные расходы МТС покрывались средствами, получаемыми МТС в Госбанке в порядке бюджетного финансирования. Тем самый от организации финансирования МТС, от качества работы учреждений Госбалка во многом зависело своевременное и точное выполнение договоров МТС с колхозами. Госбанк должен был обеспечивать бесперебойное финансирование МТС, своевременное осуществление расчетов МТС с поставщиками, со своими рабочими и служащими — но выплате заработной платы, с колхозами — по натуральной и денежной оплате произведенных машинно-тракторной станцией работ. Из государственного бюджета направлялись на финансирование машинно-тракторных станций большие средства.
Важное значение для укрепления колхозного строя и поднятия сельского хозяйства имела также осуществляемая партией я правительством политика сельскохозяйственных заготовок. Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) отметил как вполне себя оправдываемую систему обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов колхозами с каждого гектара пашни пли земельной площади колхозов, а не в зависимости от посевных площадей. Такая система обязательных поставок стимулировала наиболее полное и рациональное использование земель, переданных колхозам на вечное пользование. Вместе с тем Пленум признал необходимым дифференцировать нормы поставок не только по районам, но и по группам колхозов внутри административного района, чтобы учесть условия работы колхозов, в особенности обеспеченность их рабочей силой.
Успех проведения сельскохозяйственных заготовок в немалой степени зависел от налаженности работы Госбалка СССР по кредитованию заготовок и осуществлению расчетов за заготовляемую продукцию. Установленный порядок оплаты сельскохозяйственной продукции, сданной на государственные заготовительные пункты, по специальному ссудному счету за счет кредитов банка — без всяких лимитов кредитования н независимо от состояния собственных оборотных средств заготовительных организаций — обеспечивал своевременные и бесперебойные расчеты государства с колхозами и другими поставщиками сельскохозяйственной продукции. Правильно применяя этот порядок оплаты заготовляемой продукции, Госбанк содействовал выполнению плана заготовок.
На банк возлагались в связи с этим также функции финансово-кредитного контроля за подготовкой технической базы заготовительных пунктов к приему сельскохозяйственной продукции и за расчетами заготовительных организаций с колхозами за сданную продукцию.
Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) определил также задачи дальнейшего развития совхозов и пути их решения. Пленум обязал развивать в совхозах наряду с ведущей и другие отрасли хозяйства, чтобы наиболее полно использовать природные к вкономвтческие условия. Разностороннее развитие хозяйства совхозов облегчает ликвидацию чрезмерной сезонности сепьскохо-
зяйственного производства, повышение производительности труда, укрепление экономики в финансов совхозов.
В целях усиления инициативы и ответственности директоров совхозов в деле выполнения производственной программы, повышения урожайности и продуктивности скота, а также снижения себестоимости продукция Совет Министров СССР постановил в мае 1947 г. восстановить фонд директора в совхозах, образуемый за счет прибыли совхозов от реализации продукции. Отчисления в фонд директора совхозов (в размере 5% от плановой прибыли и 50% от сверхплановой прибыли в пределах, превышающих 10% фонда зарплаты) могли производиться лишь при условии выполнения и перевыполнения государственного плана выхода продукции, заданий по себестоимости продукций, а также плава выходного поголовья основного вида скота в животноводческих совхозах.
С 1949 г. в фонд укрепления и расширения хозяйства совхозов системы Министерства совхозов СССР направлялись отчисления (в размере 75%) от суммы поощрительной платы, получаемой совхозами За сданную сверх плана продукцию; прибыль от реализации продукции подсобных отраслей совхозов и предприятий совхозов (за исключением отчислений в страховой фонд н в фонд директора); получаемые совхозами фактические накопления в размерах, определяемых по их годовым отчетам (за исключением отчислений в фонд директора и в страховой фонд)'. Средства этого фонда расходовались сверх установленных для совхозов плавов внелимитиых капитальных вложевий. Создание таких фондов во многом способствовало укреплению хозрасчета в совхозах. Вместе с тем государство продолжало оказывать совхозам большую финансовую помощь в порядке бюджетного финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств, не покрываемых собственными ресурсами совхозов, и в порядке кредитования их. Все это содействовало организационно-хозяйственному укреплению совхозов.
Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) обязал партии-вые и советские организации в течение 1947—1949 гг. восстановить довоенный уровень производства верна и значительно пре-взойти его к концу первой послевоенной пятилетки. Эта директива была выполнена. В 1948 г., несмотря на неблагоприятные метеорологические условия в большинстве районов Поволжья, валовой урожай зерновых превысил 7 млрд. пудов н почти достиг довоенного уровня; урожай зерновых в 1949 г. (7,6 млрд, пудов) почти достиг уровня, определенного пятилетним планом на 1950 г., а урожай 1950 г. превысил довоенный уровень на 345 млн пудов. Проблема подъема зернового хозяйства была в основном решена. Центральной задачей партии и Советского государства в сельском хозяйстве стало всемерное развитие животноводства