Банки и финансы Белгорода > Финансы в четвёртой, послевоенной пятилетке > Государственный бюджет в послевоенной пятилетке

Государственный бюджет в послевоенной пятилетке


Советский государственный бюджет самым тесным образом и не­посредственно связан с производством, со всеми отраслями народ­ного хозяйства, со всеми областями общественной жизни, В нем находит свое выражение деятельность огромного количества предприятий и учреждений, деятельность многомиллионного ка-селения нашей страны.
В государственном бюджете СССР сосредоточивается значи­тельная доля доходов и накоплений для финансирования народ­ного хозяйства, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, обороны страны, содержания государственного аппарата управления. От правильной и своевременной организа­ция финансирования во многом зависят успехи выполнения на­роднохозяйственных планов. Вместе с тем степень выполнения народнохозяйственных планов прямо отражается на исполнении государственного бюджета, на поступлении бюджетных средств и их расходовании. Внедрение строжайшей дисциплины в обла­сти выполнения всеми предприятиями, учреждениями и органи­зациями их обязательств перед государственным бюджетом, стро­жайшая экономия в расходовании бюджетных средств — одно из важнейших условий высоких темпов расширенного социалисти­ческого воспроизводства.
В предыдущих разделах этой главы уже была показана роль советского государственного бюджета в решении важнейших задач пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 4946—1950 гг. Здесь необходимо остановиться на обобщенной характеристике объема и динамики бюджетных доходов и расходов.
Доходы государственного бюджета СССР за годы первое я послевоенной пятилетки составили почти 2 трлн. руб. Бурный рост народного хозяйства обеспечивал систематическое нарастание бюджетных ресурсов. Советское государство использовало все возможности для всемерного повышения благосостояния трудящихся масс. В этих целях ежегодно проводилось значительное сни­жение розничных цеи государственной И кооперативной торгов­ли, главным образом за счет доходов бюджета. В результате темпы увеличения, доходов государственного- бюджета оказались ниже темпов роста отдельных отраслей народного хозяйства, а в 1950 г. в связи с особенно большим снижением розничных цен даже несколько уменьшился абсолютный размер бюджетных до­ходов.
Главным методом мобилизации накоплений предприятий и организаций социалистического хозяйства в бюджет оставался на протяжении всей первой послевоенной пятилетки налог с оборота. Однако удельный вес этого источника бюджетных доходов после проведения денежной реформы из года в год снижался. Такая динамика поступлений отражает систематическое снижение роз­ничных цен. Вместе с тем она явилась результатом осуществле­ния директивы пятилетнего плана — повысить роль прибыли и хозяйственного расчета в народном хозяйстве.
Особенно большое влияние на соотношение прибыли и налога с оборота оказала отмена системы государственных дотаций в 1948 и 1950 гг.
В соответствии с этим на основе снижения себестоимости про­дукции и роста прибылей размеры отчислений в бюджет систе­матически возрастали и абсолютно, я по своему удельному весу, несмотря иа оставление большой части прибылей в распоряже­нии самих предприятий н организаций. Исключение составил лишь 1950 г., когда было проведено большое снижение оптовых цен.
Подавляющую долю ресурсов государственного бюджета СССР составляют доходы и накопления социалистического хозяй­ства. Кроме налога с оборота и отчислений от прибылей от пред­приятий, учреждений и организаций, поступили крупные суммы доходов машинно-тракторных станций, средств государственного социального страхования, таможенных доходов и доходов от реа­лизации товаров, полученных но репарациям, разного рода дру­гих неналоговых доходов, а также суммы подоходного обложения колхозно-кооперативных предприятий и организаций. В общем объеме бюджета поступления из доходов и накоплений социали­стического хозяйства составили 85%.