Банки и финансы Белгорода > Финансы в период октября > Планомерное регули­рование народного хозяйства

Планомерное регули­рование народного хозяйства


Рабочий контроль вводился в интересах планомерного регули­рования народного хозяйства. Ои распространялся на производст­во, куплю-продажу, хранение всех товаров и продуктов и на фи­нансовую сторону работы предприятий. Одновременно с введени­ем рабочего контроля (Положение о нем было утверждено ВЦИК и Советом Народных Комиссаров 27 ноября 1917 г.) была отмене­на коммерческая тайна. Органам рабочего контроля предоставля­лось право наблюдать за производством, устанавливать нормы вы­работки, выяснять себестоимость продукции, контролировать всю деловую переписку предприятий. За сокрытие корреспонденции владельцы предприятий подлежали ответственности по суду. Ре­шения органов рабочего контроля были обязательными для вла­дельцев предприятий.
Организация рабочего контроля над финансовой стороной дея­тельности предприятий имела важнейшее значение. Предприни-
матели пытались распродавать запасы сырья, материалов, топли­ва и получать деньги помимо касс предприятий для использова­ния вне всякого контроля, запутывать расчеты со своими контрагентами, искусственно создавать или усиливать финансо­вые затруднения и использовать мнимые финансовые затрудне­ния для срыва мер, предлагаемых органами рабочего контроля. Это показывает, что от налаживания контроля над финансовой стороной деятельности предприятий в большой степени -зависел успех рабочего контроля над всеми другими сторонами их дея­тельности. Но налаживание именно этого контроля и наталкива­лось на особенно большие трудности.
Капиталисты всеми мерами стремились отстранить фабрично-заводские комитеты от коммерческой (финансовой) деятельно­сти предприятий. Контроль над финансовой стороной требовал специальных знаний и навыков, которыми мелкие служащие и тем более рабочие предприятий не располагали. Специалисты же финансового дела бойкотировали рабочий контроль и всячески со­действовали капиталистам в его срыве. Как показало обследова­ние 600 предприятий Москвы, проведенное в феврале 1918 г., фи­нансовый контроль был налажен лишь на 8% предприятий, охва­ченных рабочим контролем, тогда как учет сырья проводился органами рабочего контроля на 32%, топлива — на 27% пред­приятий. Отставание в налаживании рабочего контроля над фи­нансовой стороной деятельности предприятий облегчало возмож­ности капиталистам тормозить и срывать работу предприятий.
Нужно также учесть, что финансовая деятельность предприя­тий никак не укладывалась в рамки самих предприятии. Значи­тельная часть финансовых операций совершалась не внутри от­дельных предприятий, а в правлениях акционерных обществ, объединяющих ряд предприятий, и в банках. На всю финансовую деятельность предприятий рабочий контроль стал распростра­няться только после овладения Государственным банком и нацио­нализации частных банков.
Государственный банк был крупнейшим кредитным учрежде­нием дореволюционной России. На начало 1917 г. он имел 11 кон­тор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Баланс Государственного байка на 23 октября 1917 г. равнялся 24,4 млрд. руб., тогда как сводный баланс всех частных кредитных учреждений страны (акционерных бан­ков, обществ взаимного кредита, городских банков) составлял 18 млрд. руб. Хотя сам Государственный баик не мог оказывать прямого влияния на направление и использование большей части кредитных ресурсов, так как непосредственно не был тесно свя­зан с промышленностью и сельским хозяйством, однако от него как эмиссионного центра страны зависело снабжение частных банков денежными средствами, необходимыми для их операций. На текущих счетах в Государственном банке концентрирова­лись крупные суммы, принадлежащие главным образом частным банкам. Это определяло роль Государственного банка в кредитной системе страны, зависимость от него других кредитных учрежде­ний. Поэтому овладение кредитной системой необходимо было на­чинать с овладения Государственным банком.
Государственный банк был занят Красной гвардией уже в пер­вый день Октябрьской революции. Однако этим задача овладения банком еще не была решена. Высшие чиновники Министерства финансов и Государственного банка заявили о своем отказе под­чиняться Советской власти и входить в служебные отношения с ее представителями. Саботируя распоряжения Совета Народных Комиссаров, отказываясь выдавать деньги по его ордерам, они пытались произвольно распоряжаться ресурсами казначейст­ва и Госбанка, предоставляли денежные средства на финансиро­вание контрреволюции. Подпольный комитет, созданный остав­шимися на свободе членами бывшего Временного правительства, за ноябрь 1917 г. утвердил 42,9 млн. руб. выдач из Государст­венного банка, из них было реализовано около 40 млн. руб.