Банки и финансы Белгорода > Финансы в период октября > Аннулирование займов

Аннулирование займов


Аннулирование государственных займов, заключенных правитель­ствами помещиков и буржуазии, представляет собой второе (пос­ле национализации банков) крупнейшее революционное меро­приятие победившего пролетариата в области финансов.
Накануне Октябрьской социалистической революции государ­ственный долг России превышал 60 млрд. руб. и был почти в 17 раз больше довоенного государственного бюджета. Внутренний долг равнялся 44 млрд. руб., в том числе по долгосрочным зай­мам — 25 млрд. руб., по краткосрочным обязательствам государ­ственного казначейства — 19 млрд. руб. Внешний долг достигал 16 млрд. руб., из них свыше 7 млрд. руб. было долгосрочной за­долженности.
Посредством займов иностранные банкиры помогли царизму задушить революционное движение масс в период русской рево­люции 1905 г. Во время первой мировой войны государства Ан­танты, предоставляя царскому правительству кредиты, использо­вали их для навязывания своему союзнику все новых и новых обязательств. Добивалось займов от империалистических госу­дарств и Временное буржуазное правительство, чтобы ценой заг кабалевпя России подавить революцию и продолжать преступную войну.
Займы возлагали на плечи трудящихся огромное бремя. Од­них лишь процентов по государственному долгу надо было вы­плачивать более Зчилрд. руб. в год, не говоря о суммах, которые нужно было бы затратить на погашение займов. В предвоенные годы платежи по займам превышали 15% всех «обыкновенных» расходов государственного бюджета России.
Подготовительным к аннулированию займов мероприятием явилось прекращение оплаты купонов и запрещение всяких сде­лок с ценными бумагами.
Декрет об аннулировании займов ВЦИК принял 3 февраля 1918 г. Аннулировались как государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, так и правительственные гарантии по займам различных пред­приятий и учреждений. Краткосрочные обязательства и серии го­сударственного казначейства были превращены в беспроцентные и должны были приниматься в обращение наравне с денежными знаками (кредитными билетами). Вклады в сберегательные кассы и проценты по ним объявлялись неприкосновенными, в соответ­ствии с чем облигации займов, принадлежавшие сберегательным кассам, не аннулировались, а замещались книжным долгом Рес­публики. Облигации аннулированных займов, принадлежавшие Малоимущим гражданам, подлежали обмену на именные свиде­тельства проектируемого нового займа. Удовлетворению подлежа­ли и интересы кооперативов, органов местного самоуправления, других общеполезных или демократических учреждений, приоб­ретших облигации займов до их аннулирования. Все дело ликви­дации займов возлагалось на Госбанк под общим руководством ВСНХ и при содействии специально создаваемых комиссий Сове­тов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Главная задача при практическом осуществлении декрета со­стояла в том, чтобы обеспечить безусловное соблюдение интере­сов малоимущих граждан и пресечь всикие попытки свергнутых эксплуататорских классов сохранить свои капиталы, помещенные в облигации займов или полученные под их залог.
Чтобы предотвратить незаконное получение компенсации за облигации аннулированных займов путем предъявления их к оплате через подставных лиц, в апреле 1918 г. была отменена система безымянных (предъявительских) ценных бумаг и уста­новлена обязательная регистрация всех русских и иностранных ценных бумаг, принадлежащих как советским гражданам, так и проживающим в пределах Республики иностранцам. Принима­лись решительные меры к взысканию ссуд, ранее выданных бан­ками под залог облигаций займов.
Окончательный порядок аннулирования государственных цен­ных бумаг был определен декретом Совнаркома от 2$ октября 1918 г. До этого Народный банк РСФСР выдавал малоимущим владельцам ссуды под залог облигаций аннулированных займов (в размере 50% поминальной стоимости облигаций, но не свыше 1000 руб. в месяц) и приобретал облигации у лиц, имевших их на сумму до 500 руб. Обязательным условием выдачи ссуды или приобретения облигаций было предъявление удостоверений-Сове­тов депутатов (или заменяющих органов), подтверждающих нуж­ду владельца облигаций. Принимались только облигации, своевре­менно зарегистрированные или хранившиеся в балке либо в сбе­регательной кассе.
Условия того времени не позволили выпустить новый государ­ственный заем РСФСР, как это предусматривалось декретом об аннулировании займов. По декрету от 26 октября 1918 г. граждане, владевшие облигациями аннулированных займов на сумму в пределах до 10 тыс. руб. по номиналу, и общественные организа­ция (кооперативы, кассы взаимопомощи, рабочие страховые кас­сы, страховые товарищества и др.), для которых процентные бу­маги являлись лишь способом временного помещения оборотных средств, а не источником постоянного дохода, получали возмеще­ние путем зачисления причитающихся нм сумм на их счета в Народном банке РСФСР или в сберегательных кассах. Государ­ственным предприятиям и учреждениям (включая бывшие городские и земские управления) стоимость принадлежавших им анну­лированных бумаг не возмещалась; средства, необходимые для покрытия их расходов, ранее удовлетворявшихся за счет доходов от аннулированных бумаг, включались в сметы соответствующих наркоматов в общем порядке. Тот же порядок распространялся на общеполезные и демократические организации, если аннули­рованные процентные бумаги не были источником их постоянного дохода.