Осуществление плана социалистической индустриализации страны за счет собственных средств, без кабальных кредитов извне, требовало улучшения деятельности сберегательных касс и развития внутренних государственных займов. Необходимо было найти такие формы и методы работы, которые обеспечили бы не только наиболее полное вовлечение уже образовавшихся денежных накоплений и сбережений в фонд финансирования социалистической индустриализации страны, но и организацию новых денежных накоплений и сбережений.
В области сберегательного дела это означало: упростить и улучшить постановку всей операционно-гехнической деятельности сберегательных касс, расширить сеть и укрепить квалифицированными кадрами их аппарат, развить переводные, расчетные и аккредитивные операции, а главное, развернуть разъяснительную работу среди широчайших масс трудящихся.
Повышение материального благосостояния рабочих и крестьянских масс, расширение и укрепление сета сберегательных касс привели к значительному росту вкладов. За период с 1 октября 1926 г. по 1 октября 1929 г. число сберегательных касс увеличилось в 1,7 раза (с 12 тыс. до 20,4 тыс.), численность вкладчиков — физических лиц — в 6 раз (с 1,2 млн. до 7,2 млн. человек), сумма их вкладов —в 4,9 раза (с 64,2 млн. до 315,8 млн. руб.), вклады юридических лиц — в 5 раз (с 90,5 млн. до 496 млн.- руб.). Сопоставление роста численности вкладчиков в общей суммы остатков вкладов показывает, что развитие сберегательного дела в зтот период шло в основном по линии расширения сети вкладчиков и увеличения их числа. Широкие слои населения получили возможность делать сбережения, что отражало прогрессивные тенденции в развитии социалистической экономики.
В области государственного кредита главными задачами в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны были обеспечение удлинения срока государственных займов, удешевление стоимости кредита для государства, создание действительно массовой базы для займов.
Буржуазные специалисты и оппортунисты пытались ориентировать советский государственный кредит на средства капиталистических элементов. Они считали, что частный капитал слишком слабо привлекается к участию в займах, хотя у него имеются крупные свободные денежные средства, дезорганизующие «денежный рынок», и что снятие зтих средств посредством займов позволит оздоровить «денежный рынок», сократить спрос на золото и инвалюту, расширить возможности импорта. С другой стороны, выдвигалось утверждение, будто малый размер и подвижный характер сбережений рабочих и служащих не позволяют базировать на них сколько-нибудь широкие государственные Кредитные операции. Чтобы «заинтересовать» частный капитал, предлагалось повысить проценты по займам, усилить в них «игровой момент» (т. е. устанавливать высокие выигрыши), гарантировать частному капиталу особую тайну операции с облигациями государственных займов, облегчить перелив капиталов из государственно-кооперативного сектора в частный. Предлагалось также проявить заботу об организации и развитии фондовых бирж как аппарата размещения госзаймов, отмечающего господствующие на рынке тенденции и настроения и обеспечивающего привлечение к государственным займам той категории держателей, которая хочет остаться анонимной. Все зги установки и предложения были рассчитаны на подчинение советских займов частному капиталу, па срыв плава социалистической индустриализации страны.
Разоблачив контрреволюционное содержание этих установок, Коммунистическая партия поставила задачу — разработать и
внедрять такие формы государственного кредита, которые были бы непосредственно обращены к массам рабочих, служащих, трудового крестьянства, опирались бы на их инициативу и активность, делали бы раамещение займов подлинно всенародным
делом.
На 1 октября 1926 г. государственный долг состоял из рыночных (фондовых) займов, размещаемых среди населения, и из займов, в которых помещались запасные и резервные фонды государственных и кооперативных предприятий и организаций, В 1927 г. появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни посредством коллективной подписки с рассрочкой платежа. На 1 октября 1929 г. эти займы составили свыше трети всего остатка государственного долга при одновременном не только относительном, ио и абсолютном снижении остатка долга по группе рыночных займов.