Успешное завершение денежной реформы, создавшее благоприятные предпосылки быстрого роста денежных доходов населения, открыло возможности для выпуска государственных займов, специально рассчитанных на сельскохозяйственное население. Такими займами явились крестьянские выигрышные займы 1924 и 1925 гг. Первый нз них был выпущен на сумму 50 (а затем увеличен до 90) млн. руб. из 5% годовых сроком на 2 года и 9 месяцев, второй — иа сумму 100 млн. руб. нз 12% годовых сроком на 2 года. Кроме процентов государство выплачивало по этим займам выигрыши. Облигации займов принимались в уплату сельскохозяйственного налога и в обеспечение ссуд, выдаваемых сельскохозяйственными банками и обществами сельскохозяйственного кредита.
На вовлечение в организованный оборот частных накоплений был рассчитан выпущенный в апреле 1925 г, сроком на 1 год Государственный краткосрочный 5%-ный внутренний заем. Так как реализация займа производилась по весьма низкому курсу, а погашение заканчивалось в марте 1926 г., то фактически владельцы его облигаций получали 29% годового дохода. Это была нерентабельная для государства кредитная операция, проведение которой можно оправдать лишь отсутствием опыта.
Государственными кредитными операциями специального назначения были Государственный 8%-ный внутренний золотой заем) 1924 г. (на сумму 100 млн. руб. сроком на 6 лет) и Государственный внутренний заем хозяйственного восстановления
1926 г. (на ;300 млн. руб. нз 10% годовых сроком на 5 лет).
В первый из них, получивший название гарантийного, государственные учреждения и предприятия обязаны были помещать свои резервные и запасные фонды. Второй заем представлял собой попытку использовать стабильные остатки средств на текущих счетах в банках для долгосрочного кредитования капитального строительства. Облигации Займа хозяйственного восстановления выдавались в счет финансирования плановых капитальных работ, а хозяйственные органы должны были под залог облигаций получать в банках ссуды. За 1925/26 г. финансирование по этому займу выразилось в сумме 245,6 млн. руб., нз которых промышленность получила 190,1 млн., транспорт и связь — 36,6 млн. руб.
Поступления по государственным займам за 1922/23— 1925/26 гг. составили 547,7 млн. руб., расходы — 295,6 млн., в том числе выплата процентов и выигрышей — 56,2, погашение займов — 218,9 млн., расходы по реализации — 17,4 млн. руб. Остаток государственного долга иа 1 октября 1926 г. (без займа хозяйственного восстановления) равнялся 335,6 млн. руб.'0
Для усиления оборотных средств государственного казначейства применялся выпуск платежных обязательств Наркомфнна, в который помещалась свободная денежная наличность учреждений и предприятий. За 1922/23—1925/26 гг. таких обязательств было реализовано на сумму 571,8 млн. руб., погашено — на 493,3 млн. руб.
Прием вкладов от населения имели право производить почти все созданные после перехода к нэоу кредитные учреждения, однако ни для одного из них это не являлось специальной задачей. Попытки Госбанка наладить это дело не увенчались успехом, так как он располагал небольшим числом филиалов, а у населения отсутствовали навыки пользоваться его услугами. Поэтому в 1923 г, било решено создать систему специальных кредитных учреждений — государственных трудовых сберегательных касс.
Основной задачей сберегательных касс в первый год их деятельности являлось страхование заработной платы от обесценения денег. В этих целях они принимали и выдавали вклады в золотом исчислении, тем самым беря на себя, т. е. на государство, курсовые потерн. Только после завершения денежной реформы создались благоприятные условия для развертывания деятельности сберегательных касс, а динамика вкладов стала показателем качества их деятельности.
Число сберегательных касс нарастало весьма интенсивно и на 1 октября 1926 г. (11982 кассы) почти вдвое превысило довоенный уровень. Однако количество вкладчиков (1315 тыс.) и особенно сумма привлеченных вкладов (90,5 млн, руб.) росли не быстро. Это свидетельствует о том, что сберегательное дело находилось еще в начальном, организационном периоде, но оно подвергалось коренным изменениям, отражающим суть нового, советского строя. В 1915 г. на долю фабричных рабочих приходилось лишь 4,3% общей суммы вкладов, на долю служащих — около 20%. В общей же сумме вкладов в советских сберегательных кассах на 1 октября 1926 г. вклады рабочих составляли 16,9%, служащих — 50,8, а йа долю торговцев и других владельцев частных предприятий приходилось лишь 3,5%. Советские сберегательные кассы с первых дней их существования базировались на доходах и сбережениях широких трудящихся масс.